Один неверный лайк
Как наказывают за оскорбление верующих
Оскорбление чувств верующих — явление глобальное: законы, согласно которым богохульство является уголовным преступлением, существуют в 59 странах мира и применяются на практике в 36 из них. Смертной казнью богохульство и вероотступничество караются в 13 государствах. Богохульством могут посчитать статью в газете, вопрос в студенческой аудитории, запись в Facebook, даже внешний вид. Наконец, чувства верующих способен смертельно оскорбить неверующий — просто тем, что не верит.
От Facebook до виселицы — один пост
В Пакистане первый смертный приговор за богохульственный пост в Facebook был вынесен этим летом.
В Бахавалпуре Таймур Раза стоял на автобусной остановке и просматривал на своем смартфоне «богохульственный и человеконенавистнический материал». Офицер контрразведки, занимающийся борьбой с терроризмом, увидел это, арестовал Разу и конфисковал смартфон. В телефоне обнаружились записи в Facebook, в которых высказывались «оскорбительные замечания в адрес пророка Мухаммеда, его жен и наложниц».
Так выглядит официальная версия. Брат приговоренного и его адвокат рассказывают ту же историю по-другому, вероятно, ближе к истине. Таймур Раза вступил в Facebook в спор об исламе, не зная, что его собеседник — офицер контрразведки, занимающийся борьбой с терроризмом.
В спор ввязался не только Таймур: в общей сложности 15 участников этой сетевой дискуссии были арестованы. Но лишь один, Таймур Раза, за богохульство в социальных сетях был приговорен к смертной казни. Причем первоначально обвинение звучало как «оскорбления других религиозных персонажей», но было переформулировано на более серьезное. Смертный приговор вынес военный суд по делам о терроризме. Решение этого суда еще может быть обжаловано в судах более высокой инстанции.
Обращает на себя внимание один нюанс: Раза — шиит, представители этого направления ислама в Пакистане в меньшинстве, а спор он вел с преобладающими в стране суннитами. Религиозные разногласия между шиитами и суннитами, чаще всего касающиеся оценки личности Аиши, жены пророка Мухаммеда, и исторических событий периода раннего ислама,— частый повод для вынесения судебных приговоров в мусульманских странах. В Бахрейне недавно блогер-тинейджер получил два года тюрьмы за «грязные и развратные комментарии» в адрес Аиши все в том же Facebook. Местные законодатели считают, что закон о богохульстве необходимо ужесточить. Приговоры за подобное преступление выносились также в Кувейте, Пакистане, Тунисе. В Кувейте уже одобрен меджлисом, но еще не подписан эмиром закон о смертной казни за богохульство. А в Саудовской Аравии и вовсе, согласно закону о борьбе с терроризмом, принятому в 2014 году, террористом может быть признан тот, кто «призывает к атеизму в любой форме, ставит под вопрос основы ислама».
Афганский журналист сомневаться не должен
В 2014 году англоязычная газета Afghanistan Express опубликовала колонку журналиста и блогера Ахмада Джавида Ахвара. Колумнист задавался вопросом, почему Бог мусульман молчит, когда ИГИЛ (террористическая группировка, запрещена в РФ) и движение «Талибан» творят зло его именем. Оскорблением религиозных чувств читателей стало заявление автора о том, что убивать, прикрываясь именем Бога или пророка,— все равно, что убивать просто так. Статью осудили религиозные и общественные деятели, высокопоставленные госслужащие и бывшие полевые командиры. После массовых демонстраций протеста главный редактор вынужден был извиниться за публикацию и назвать ее появление «технической ошибкой». Извинение не помогло — Afghanistan Express была закрыта. Кабинет министров Афганистана поручил МВД и Министерству информации и культуры принять меры к немедленному аресту сотрудников газеты. Президент страны поклялся предать суду автора статьи. К счастью, это обещание до сих пор не исполнено — в первую очередь благодаря тому, что автор попросил политического убежища в Европе.
В 2009 году в Афганистане уже был вынесен смертный приговор за богохульство журналисту.
Парвиз Камбакш, студент факультета журналистики Университета города Балх, задавал в аудитории оскорбляющие чувства верующих вопросы о том, почему ислам не предоставляет женщинам равные права с мужчинами. Он также демонстрировал скачанную из интернета заметку о равноправии полов со своими комментариями.
На следствии студент признался в оскорблении пророка Мухаммеда, но на суде заявил, что признание было сделано под пытками. Это не помешало судье вынести смертный приговор. Под давлением международной общественности приговор был смягчен до 20 лет тюрьмы, а потом Камбакша и вовсе помиловал президент Афганистана. Журналист-богохульник провел за решеткой два года. В помиловании Камбакша сыграли большую роль дипломаты из стран Северной Европы, особенно министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, который тайно вывез его из Афганистана на своем самолете. Сейчас Камбакш живет в США.
Считайте атеистом
Юный иракец Ахмад Шерван из города Эрбиль 13 июля 2013 года поспорил с отцом: сказал, что не верит в Бога, а религию считает мифом. К таким мыслям он пришел, читая книги, не включенные в школьную программу. Оскорбленный в своих религиозных чувствах, отец ушел из дома и донес на сына в полицию. Тем же вечером Ахмад был арестован.
Подростка доставили в участок, где трое полицейских стали избивать его ремнями, пинать сапогами и пытать электрошокерами. Ахмад потерял сознание. Каждый раз, когда он открывал глаза, полицейские ругали его, плевали на него и снова били, пока он не отключался снова.
В два часа ночи его облили холодной водой, чтобы он пришел в себя, и сообщили, что его переводят в городскую тюрьму. В тюрьме его опять пытали электрошокером, прикладывая его к наиболее чувствительным частям тела. Что было дальше — Ахмад не помнит.
Из тюрьмы его выпустили 13 дней спустя. Залог внес дядя, отец этого делать не стал. Суд над Ахмадом судья начал с оскорблений в его адрес.
Подсудимый попытался что-то сказать про свободу слова, но в ответ услышал, что таким неверным, как он, нет места на земле. Все представители власти воспринимали Ахмада как преступника.
Социальный работник заявил, что религия позволяет убивать таких, как он. Следственный судья отказался с ним разговаривать, пригрозив засунуть ботинок в рот Ахмаду, если тот попробует что-то сказать.
Подросток-атеист смог покинуть Ирак до финальной стадии судебного процесса. Он получил статус беженца в Германии, но и там не чувствует себя в безопасности. Ему постоянно угрожают, в том числе смертью, соседи-мусульмане.
Оскорбление внешностью
В 2014 году в Иордании пятеро студентов Университета Аль аль-Байт в Эль-Мафраке пострадали от оскорбленной в религиозных чувствах толпы.
По университету пронесся слух, что четыре парня и одна девушка вырывали страницы из Корана, потом сожгли священную книгу и выбросили ее в унитаз. На заподозренных в святотатстве набросилась разъяренная толпа. От смерти студентов спасли университетские власти, передав их под охрану службе безопасности. Потом их перевели в тюрьму.
В университете была создана специальная комиссия. Она не нашла никаких доказательств того, что акт святотатства был совершен, ни одного свидетеля, видевшего это. Единственное, в чем пятерых студентов можно было признать виновными,— в том, что они любили одеваться в одежду черного цвета и слушать рок-музыку.
Тем временем в Facebook всем пятерым угрожали убийством.
Духовный лидер иорданских салафистов заявил в интервью, что правоверным мусульманам позволительно убить любого из пяти «неверных».
Несколько депутатов парламента призвали к проведению специальной сессии, чтобы обсудить историю с «дьяволопоклонниками».
В итоге «виновные» были наказаны: все пятеро избитых толпой по ничем не доказанному обвинению студентов были приговорены к месяцу тюрьмы.
Бандитизм во имя веры
В июне 2014 года на Мальдивских островах появились банды граждан, которых оскорбляло наличие в стране атеистов и гомосексуалистов (между этими двумя понятиями оскорбленные не видели особой разницы). Народные борцы за чистоту веры объединялись в группы по четыре десятка человек. Они похищали тех, кого подозревали в упомянутых выше страшных грехах, после чего под угрозой холодного оружия требовали доказать правоверность. Похищенных спрашивали об их религиозных убеждениях, проверяли на знание цитат из Корана, требовали произнести шахаду (важнейшее положение исламского символа веры).
От пленников также требовали назвать пароли и имена администраторов страниц на Facebook, на которых общались атеисты Мальдивских островов.
Сайт Minivan News занялся расследованием похищений. Обнаружились фотографии, доказывавшие, что похитители встречались с министром по делам ислама и министром внутренних дел страны.
А в августе того же года пропал журналист Minivan News Ахмед Рилван. По некоторым сообщениям, он был похищен от собственного дома. Потом сотрудники сайта, придя на работу, обнаружили воткнутое во входную дверь редакции мачете. Затем на адрес сайта пришло СМС: «Вас убьют следующими». Несколько раз неизвестные оставляли ложные сообщения о пожаре в здании, так что пожарные эвакуировали редакцию. Полиция долго не занималась поисками пропавшего журналиста и только спустя без малого два года после его исчезновения признала, что он, наверное, был похищен членами банды «Куда Хенвейру». Трое подозреваемых в причастности к похищению были задержаны, но и их отпустили. Двое из них покинули страну, отправившись в Сирию воевать на стороне ИГИЛ. По слухам, оба погибли в бою. Всего на войну в Сирию уехало 50–100 членов этой банды.
В 2016-м вторую годовщину со дня исчезновения журналиста члены его семьи отметили маршем молчания. На участников марша напали неизвестные с перцовыми баллончиками. В 2017-м демонстрация в третью годовщину похищения проходила мирно, пока демонстранты не подошли к зданию генпрокуратуры. Там им преградила путь полиция, у демонстрантов отняли плакаты. Девять человек, в том числе два депутата парламента, были задержаны (их освободили спустя четыре часа).
Возвращаться — плохая примета
Обвинение в богохульстве гарантирует осуждение и самый суровый приговор. Потому его удобно использовать в борьбе с инакомыслием.
Саид Малекпур родился в Иране. Еще мальчишкой он научился чинить сломавшиеся игрушки и домашние приборы. В школе — лучший ученик, университет закончил с отличием. Служил в крупнейшей автомобилестроительной компании Iran Khodro. Вместе с женой выехал в Канаду, где работал веб-дизайнером и администратором сайтов.
Малекпур вернулся в родную страну в 2008 году, чтобы навестить умирающего отца, у которого диагностировали опухоль мозга. Как раз в это время подразделение борьбы с компьютерной преступностью Корпуса стражей исламской революции проводило «Гердаб» («Водоворот»). Цель операции — борьба с аморальным и неисламским поведением пользователей интернета.
То, что в сети есть порнографические сайты, иранские власти объясняли «кампанией западных правительств по развращению иранской молодежи».
В рамках операции «Гердаб» 4 октября 2008 года Саида Малекпура арестовали на улице двое мужчин в штатском. Ему не стали предъявлять обвинения, а просто отвезли в тегеранскую тюрьму «Эвин». Почти год Саида содержали в камере-одиночке, не допускали к нему адвоката. Потом появилось и обвинение — «организация крупнейшей сети антирелигиозных и порнографических сайтов на языке фарси». Все обвинение строилось на том, что Малекпур написал компьютерную программу для загрузки фотографий в интернет и обмена ими. Программа была с открытым кодом, так что воспользоваться ей мог кто угодно. В том числе и для загрузки порнографии — канадский веб-дизайнер не имел об этом представления.
Но, как говорят в одной стране к северу от Ирана, был бы человек, а статья найдется. Малекпур был идеальным обвиняемым — приехал с Запада, связан с компьютерами.
Где-то через год после ареста по иранскому телевидению было показано записанное на видео признание Малекпура. Он заявлял, что купил в Великобритании хакерскую программу, с помощью которой взламывал веб-камеры иранцев, посещавших порнографические сайты, и записывал их интимную жизнь без их ведома. А также признавался, что накладывал порнографические картинки на изображения, связанные с религией.
Это признание было единственной уликой обвинения. Подсудимый рассказал суду, как оно было получено. Эти же показания он повторил в письме из тюрьмы: «Однажды в октябре 2008 года следователи раздели меня, когда у меня были завязаны глаза, и угрожали изнасиловать бутылкой из-по воды. Я был с завязанными глазами, закован в наручники. Несколько человек били меня проводами, дубинками и кулаками». Ему выбили зубы и сломали челюсть, применяли электрошок. Медицинской помощи арестант не получал. К физическому насилию добавлялось психологическое — следователи угрожали Малекпуру арестом и пытками родных. В обмен на признание его обещали выпустить на свободу до суда. Этого сделано не было.
Суд отмел заявления об избиениях и пытках как ложь. Адвокат попросил вызвать специалиста по программированию, чтобы доказать ложность обвинений с технической точки зрения. В этом было отказано. В декабре 2010 года Малекпуру был вынесен смертный приговор за «развращение умов».
Еще к семи с половиной годам тюрьмы он был приговорен за оскорбление духовного лидера, оскорбление президента, оскорбление исламских ценностей и антигосударственную пропаганду. После протеста правительства Канады приговор был отменен. В начале 2012 года — вынесен снова. После очередных протестов властей Канады и Amnesty International приговор смягчили до пожизненного заключения.
Два года строгого религиозного режима
Саид Малекпур далеко не единственная жертва компьютерных стражей иранских религиозных ценностей.
В ноябре 2013 года то же подразделение, которое занималось делом Малекпура, арестовало блогера Сохейля Араби и его жену. Агенты появились в спальне Араби рано утром, когда вся его семья еще спала. Такая мелочь, как запертые двери, не помешала слугам закона войти в дом.
Супругу блогера отпустили почти сразу, а самого Сохейля отправили в тюрьму, все в ту же «Эвин», где первые два месяца он провел в камере-одиночке. У Араби было восемь страниц в Facebook, зарегистрированных на разные имена. На этих страницах были обнаружены записи, оскорблявшие пророка Мухаммеда и видных исламских богословов. Арестованный признал, что страницы принадлежат ему, и сразу заявил, что делал записи, не подумав и находясь в плохом психологическом состоянии.
Согласно ст. 262 Уголовного кодекса Ирана, оскорбления в адрес пророка наказываются смертной казнью. Но ст. 264 гласит, что если оскорбительные слова были произнесены в гневе, если они были пересказом чужих слов, если виновный произнес их по ошибке, тогда наказание совсем другое — 74 плети. Суд не принял заявление Араби во внимание и по ст. 262 приговорил его к смерти.
Но в Верховном суде случилось неожиданное. Смертный приговор был отменен и заменен 90 сутками тюрьмы и двумя годами религиозного образования.
Араби должен изучить 13 религиозных книг и написать 5–10-страничный конспект по каждой из них. После этого написать статью на религиозную тему со ссылками как минимум на пять из этих книг. Каждые три месяца власти будут проверять, насколько прилежно он учится теологии.
Но даже после завершения курса принудительного религиозного образования Араби не сразу выйдет на свободу. У него есть еще один приговор — семь с половиной лет тюрьмы за оскорбление духовного лидера и антигосударственную пропаганду.
Виселица за стакан воды
Асия Биби — малообразованная бедная женщина из небольшой деревушки в пакистанской провинции Пенджаб. Она католичка, то есть представительница религиозного меньшинства. Христиане в Пенджабе занимаются в основном низкоквалифицированным и малооплачиваемым физическим трудом. В июне 2009 года Асия собирала ягоды вместе с другими женщинами, мусульманками. Ее попросили принести всем воды из ближайшего колодца. Она принесла, но сама выпила воды из лежавшей рядом с колодцем жестяной кружки. Соседка возмущенно указала ей, что нечистым христианам нельзя пить из той же посуды, что мусульманам. Начался спор. После нескольких реплик в адрес христианской веры Асия ответила: «Я верю в Иисуса Христа, умершего на кресте за грехи человечества. Что сделал ваш пророк Мухаммед ради спасения человечества?»
Другие работницы пожаловались на Биби мулле. У ее дома собралась толпа, чтобы устроить самосуд. Избитых Асию, ее мужа и детей спасла от смерти полиция. Но потом женщину арестовали, продержали больше года в тюрьме, после чего предъявили обвинения в богохульстве. В ноябре 2010 года она была приговорена к смерти через повешение и к штрафу, эквивалентному $1100.
Оглашение приговора было встречено радостными криками присутствующих в зале суда: «Аллах велик!» По стране проходили многолюдные демонстрации в поддержку смертного приговора. Опрос общественного мнения показал, что каждый 20-й пакистанец готов был бы лично убить богохульницу.
В тюрьме женщину держали в одиночной камере из опасения за ее безопасность. Ей выдавали продукты, из которых она сама готовила еду, чтобы ее не отравили. К ней недоброжелательно относились и арестантки, и охранники.
Приговор был оспорен в судах высших инстанций, но остался в силе.
Спасти Асию от смерти пытались прогрессивные пакистанские политики. Например, губернатор Пенджаба Салман Тасир. Он был убит собственным охранником, недовольным тем, что босс выступает против закона о богохульстве и в поддержку Асии Биби. Министр по делам меньшинств Шахбаз Бхатти заявил, что готов умереть, борясь за ее освобождение,— и был застрелен неизвестными.
Смягчить наказание призывали Amnesty International и Human Rights Watch, папа римский Бенедикт XVI. Просьбу о помиловании от имени всех верующих Русской православной церкви направил властям Пакистана патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Плеть против мысли
Раиф Бадави из Саудовской Аравии был впервые арестован в 2008 году за создание сайта «Либералы Саудовской Аравии». Материалы сайта и комментарии пользователей, по мнению властей королевства, оскорбляли ислам. Бадави покинул страну, но вернулся, когда выдвинутые против него обвинения были сняты. После этого ему был запрещен выезд из Саудовской Аравии. Прокуратура выдвинула новые претензии к сайту — подрыв национальной безопасности и насмешки над религиозными лидерами. В 2012 году Бадави был снова арестован.
Видный ваххабитский шейх Абдуррахман аль-Баррак издал фетву, согласно которой Бадави следовало судить за отступничество от веры, что могло означать смертный приговор. Среди улик, представленных обвинением, был лайк, поставленный им в Facebook на страничке арабских христиан. В вину Бадави ставилась также написанная им статья о Дне святого Валентина, празднование которого в Саудовской Аравии запрещено.
Обвинение в отступничестве было снято, но за критику ислама на сайте Бадави был приговорен к семи годам тюрьмы и 600 плетям.
Еще два года тюрьмы он получил за насмешки над Комитетом по поощрению добродетели и удержанию от порока, религиозной полицией королевства.
Позже приговор был пересмотрен в сторону ужесточения: десять лет тюрьмы, штраф в размере 1 млн саудовских риялов (около $267 тыс.) и 1 тыс. плетей. Порка должна была производиться порциями — по 50 плетей каждую пятницу после молитвы на протяжении 20 недель.
Первая порка состоялась 9 января 2015 года перед мечетью в Джедде в присутствии сотен верующих, радостно кричавших: «Аллах велик!» Следующая была отложена из-за плохого состояния здоровья Бадави. Наказание так и не было возобновлено, по некоторым сведениям, под дипломатическим давлением США.
США, ЕС, правозащитные организации неоднократно обращались к властям Саудовской Аравии с просьбами о помиловании Бадави. В разных странах проводились многотысячные демонстрации в его защиту, подписывались петиции. Жена и дети Бадави получили политическое убежище в Канаде. Власти этой страны обращались к властям Саудовской Аравии с просьбой о лишении узника совести саудовского гражданства и депортации его в Канаду. Власти королевства не обращают особого внимания на все эти призывы и просьбы, считая их вмешательством во внутренние дела страны.
За решеткой оказался и адвокат Бадави — за создание неразрешенной правозащитной организации (ему отказали в ее регистрации), оскорбление общественного мнения и судебной системы и нарушение верности правителю страны. Первоначальный приговор — десять лет тюрьмы — был ужесточен до 15 лет тюрьмы, так как адвокат не захотел покаяться в своих прегрешениях.
Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в далеком 1948 году, давала каждому право на свободу мысли, совести и религии. Похоже, власти многих стран не намерены принимать это красивое обещание всерьез, не говоря уж о том, чтобы выполнять его.
Истории, приведенные в этой статье, показывают, как далеко может заходить религиозная нетерпимость. Россия пока смотрится относительно толерантной в этом плане страной. Pussy Riot не приговаривали к смерти, а блогера Соколовского не секли в воскресенье на площади перед церковью. Между крестным ходом в Санкт-Петербурге с осуждением фильма «Матильда» и тем, что происходит в Саудовской Аравии, Ираке, Иране, Афганистане, Пакистане,— большая дистанция. Но участники крестного хода шли именно в ту сторону.