Падение доходов встретило непонимание
Граждане не могут разобраться в экономической политике, но недовольны ее результатами
По данным РАНХиГС, большинство граждан не понимают целей российской экономической политики и считают, что она неэффективна и требует существенных изменений. При этом в ближайшее время число недовольных вряд ли будет снижаться — по крайней мере текущее состояние экономики не дает для этого оснований. До конца 2017 года, по оценкам Росстата, населению не стоит ждать существенного роста зарплат и доходов.
Менее половины россиян понимают текущую экономполитику государства, однако около 40% недовольны ее результатами и хотели бы существенных изменений в этой области. Такие данные представила вчера РАНХиГС по результатам опроса, проведенного в июне этого года. При этом о наличии у них представлений о целях и смысле актуальной экономической политики властей РФ говорят только 46,7% работающих граждан. Еще примерно столько же респондентов (44,5%) сообщили, что «не вполне понимают» действия государства в экономике. Как отмечают авторы исследования, первую группу формируют граждане с более высоким материальным достатком, чаще работающие в официальном секторе экономики, а во второй группе респондентов чаще встречаются участники теневого рынка труда. Впрочем, за последние 15 лет численность первой группы все же выросла — в 2004 году к ней себя относили только 29,5% опрошенных.
Как отмечают авторы исследования, это может быть связано и с ростом доступности информации об экономполитике, и с улучшением уровня жизни. В пользу второго варианта говорит тот факт, что сейчас, после почти трехлетнего падения реальных доходов населения и роста цен на товары и услуги, значительная часть респондентов (43,1%) отмечает ухудшение экономической ситуации. Еще четверть опрошенных (25,7%) не видит изменений, и только 3,8% граждан говорят о наличии признаков улучшения ситуации.
Отметим, до конца 2017 года это распределение вряд ли изменится, несмотря на опубликованные вчера относительно позитивные данные Росстата о реальных зарплатах и потреблении домохозяйств (рост с 3,1% в июле до 3,7% в августе в измерении «год к году» — и с 1,2% до 1,9% соответственно). Реальные доходы населения продолжают снижаться (на 0,3% в годовом выражении после 1% в июле), а номинальный объем средней зарплаты с июня сокращается (38 040 руб. в августе, на 560 руб. меньше, чем в июле). Среднемесячные (с учетом сезонности) темпы прироста реальных зарплат в июле—августе, по оценкам Игоря Полякова из ЦМАКП, обнулились — хотя во втором квартале составляли 0,3%, а в первом 1,1%. Очищенное от сезонных эффектов падение реальных доходов даже ускорилось — с минус 0,1% во втором квартале до 0,7% в июле—августе. В сентябре господин Поляков также не ожидает роста реальных зарплат и доходов. Слабый рост частного потребления (0,4% в июле—августе после плюс 0,1% во втором и 0,8% в первом кварталах) в третьем квартале, в отличие от двух предыдущих, был поддержан резким снижением продовольственных цен. В то же время прирост потребления непродовольственных товаров фактически обнулился (плюс 0,1%).
Негативная оценка большинством населения состояния экономики вызывает вполне предсказуемые настроения: крупнейшая доля (42,5%) опрошенных считает, что федеральным органам власти нужно внести существенные изменения в экономполитику страны, и еще 21,1% выступают за полное изменение курса. Сопоставимая (22,5%) доля респондентов полагает, что достаточно незначительной коррекции, и только 3,5% респондентов уверены в том, что текущую политику следует продолжать в неизменном виде.
Среди проблем, с которыми экономика РФ сталкивается сегодня, половина опрошенных (50%) назвала «круговую поруку и коррупцию». Такую позицию, отмечают авторы исследования, разделяют представители разных социально-демографических и профессиональных групп. Треть опрошенных указывает на безнаказанность нарушителей закона, бесхозяйственность или же связывает отсутствие прогресса с ошибками экономической политики. Еще 20% опрошенных обвинили в нынешнем состоянии экономики антироссийские санкции европейских стран. Отметим, за пять лет распределение ответов по основным группам причин практически не изменилось — за вычетом того, что в 2012 году варианта ответа про санкции в списке причин неурядиц с экономикой еще не было.