Александр Гальперин и Лада Елецкая погрузились в жизнь деревни, куда можно только доплыть
Всего в 150 км от Санкт-Петербурга на острове среди лесов и болот затеряна деревня Сумское. Добраться сюда можно только летом и только на лодке. Островную жизнь изучал "Огонек"
Текст: Лада Елецкая, Никита Аронов. Фото: Александр Гальперин
Формально здесь город, поскольку Сумское относится к Новоладожскому городскому поселению Ленобласти. В действительности из благ цивилизации имеется только сотовая связь. Да и то если купить специальную антенну-усилитель и повесить на дерево. Смешно, но на острове проблемы даже с питьевой водой. Хотя окружают его пресные водоемы, они не очень чистые, и самые привередливые островитяне привозят воду для питья на лодках.
Остров этот искусственного происхождения. В петровские времена, чтобы уберечь торговые суда от штормов Ладожского озера, вдоль его южного берега прорыли канал. В XIX веке выкопали еще один канал — Новоладожский. Между ними и протянулась болотистая полоска земли с несколькими деревнями. Раньше по верху, через шлюзы старого канала, можно было добраться до дороги. У многих жителей были машины. Но потом дорога заросла лесом, и у островитян остался только водный путь.
До Новой Ладоги, где есть больница, полиция и магазины, плыть отсюда почти 30 километров. Причем акватория завалена деревьями еще после урагана 2010 года. Чистить давно не используемый канал никому в голову не приходит. Однако опытные лодочники из местных преодолевают это расстояние примерно за час.
Лодки тут есть почти у каждого. У кого нет, нанимают местных или новоладожских мужиков. Такса устоявшаяся — 2,5 тысячи рублей в один конец. Зимой же сюда и вовсе не добраться.
Конечно, островитяне стараются меньше зависеть от внешнего мира. У всех огороды, они пасут коров, пекут хлеб, охотятся. Охота на острове хорошая. В лесистом, почти не тронутом человеком краю водятся медведи и кабаны.
На охоту и рыбалку ездят на самодельных вездеходах. Их собирают из старых машин и мотоциклов. Особенно славится умелец Александр Гурьевич.
— Кто не знает моего имени, зовет Кулибиным,— смеется он. Александр самоучка, но умеет и печь сложить, и избу поставить и самосвал из старой "Нивы" сделать.— Вон тот дом я построил, и вот этот мой,— говорит он, прохаживаясь по деревенской улице.
Мосты на месте старых шлюзов стараются поддерживать в исправном состоянии. Дороги на том берегу, конечно, нет. Зато есть пастбища, огороды и охотничьи угодья. Недавно всей деревней скидывались по 2 тысячи рублей, чтобы заменить старое мостовое покрытие. Руководил работами все тот же Александр-Кулибин.
В общем, жители Сумского как-то привыкли рассчитывать только на собственные силы. "Что делать, стараемся не болеть",— пожимают плечами местные.