«Чтобы канонизация не давала повода и аргументов в политической борьбе или мирских противостояниях»
Павел Коробов о том, как последний российский император стал святым
Канонизация царской семьи — прославление в лике православных святых последнего российского императора Николая II и членов его семьи, жены и пятерых детей, расстрелянных в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года,— состоялась 20 августа 2000 года в храме Христа Спасителя. 19 годами ранее, в 1981 году, царская семья была причислена к лику святых Русской зарубежной церковью.
В России вопрос о канонизации последнего русского царя и членов его семьи широко стал обсуждаться сразу после распада Советского Союза. В 1992 году Архиерейский собор Русской православной церкви дал поручение комиссии по канонизации святых «при изучении подвигов новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной царской семьи». «Основную задачу в этом вопросе комиссия видела в объективном рассмотрении всех обстоятельств жизни членов императорской семьи в контексте исторических событий и церковном их осмыслении вне идеологических стереотипов, господствовавших в нашей стране на протяжении минувших десятилетий,— говорится в докладе председателя комиссии, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.— Комиссия руководствовалась пастырской озабоченностью, чтобы канонизация царской семьи в сонме новомучеников российских не давала повода и аргументов в политической борьбе или мирских противостояниях, а способствовала бы объединению народа Божия в вере и благочестии».
Изучив государственную и церковную деятельность последнего российского императора, комиссия не нашла достаточных оснований для его канонизации. Поводом для прославления в лике святых последнего русского монарха послужили обстоятельства, связанные с его кончиной.
«В жизни императора Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время его царствования и время пребывания в заключении,— говорится в докладе митрополита.— Комиссия внимательно изучила последние дни царской семьи, связанные со страданием и мученической кончиной ее членов». «За многими страданиями, перенесенными царской семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия,— говорится в докладе.— В страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке. Именно в осмыслении этого подвига царской семьи комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».
В богослужебной и житийной литературе Русской православной церкви слово «страстотерпец» стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников. В истории Русской церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (+1015), Игорь Черниговский (+1147), Андрей Боголюбский (+1174), Михаил Тверской (+1319), царевич Димитрий (+1591).