Челябинская область разошлась по сетям
Крупные ритейлеры теснят малый бизнес в городах Южного Урала
В Челябинской области за год доля торговых сетей на рынке розничной торговли продуктами питания выросла на 8% и составила 57%. В 14 муниципалитетах антимонопольная служба зафиксировала превышение шестью ритейлерами установленного законом порога в 25%. Администрации территорий отмечают рост торговых сетей, но, по их словам, повлиять на этот процесс практически не могут. Предприниматели, занимающиеся мелкорозничной торговлей, по их словам, из-за засилья сетей едва сводят концы с концами. Эксперты считают, что доля сетей в регионе будет только увеличиваться, а небольшие магазины разорятся, поскольку объективных предпосылок к изменению ситуации нет.
За год общая доля торговых сетей на рынке продовольственных товаров Челябинской области выросла с 49% до 57% (оборот 110,6 млн руб.). Число ритейлеров сократилось с 75 до 71, при этом количество магазинов увеличилось на 135 и достигло 2506 (902 из них в Челябинске). Лидерами по объемам торговли являются АО «Тандер» (сеть «Магнит»), X5 Retail Group («Пятерочка»), «Красное & Белое». Такие данные получены региональным управлением Федеральной антимонопольной службы России по результатам анализа конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными товарами по итогам 2016 года.
В 14 муниципалитетах отдельные ритейлеры превысили максимально допустимую долю на рынке в 25%. Это Локомотивный, Озерск, Снежинск, Южноуральск, а также Агаповский, Ашинский, Брединский, Еманжелинский, Еткульский, Катав-Ивановский, Кизильский, Нагайбакский, Нязепетровский и Саткинский районы. По данным Челябинского УФАС, год назад таких территорий было девять, а еще годом ранее — пять. При этом превышение было зафиксировано лишь по «Магниту». В 2016 году добавились еще пять: X5 Retail Group (Локомотивный, Еткульский район), ЗАО «Дикси ЮГ» (Локомотивный, Нязепетровский район), «Красное & белое» (Нагайбакский район), ООО «Кизильский ТД-СИТНО» (Кизильский район) и ООО «Азимут-Эксперсс» (торговая сеть «Три богатыря» в Озерске).
«В связи с превышением порога, установленного законом о торговле, данные хозяйствующие субъекты не вправе открывать дополнительные торговые объекты в муниципалитетах, в которых доля их присутствия на рынке уже достаточна велика. Соответствующая информация будет направлена главам этих территорий в целях предупреждения нарушений требований законодательства о запрете расширения конкретных торговых сетей», сообщает пресс-служба УФАС.
Начальник информационно-аналитического отдела администрации Озерска Сергей Зюсь сообщил „Ъ-Южный Урал”, что в городе работают 11 магазинов «Три богатыря», при этом два были открыты в 2016–2017 годах. Всего в прошлом году в городе появились 11 торговых объектов, а с начала текущего года 10 — как сетевых, так и небольших магазинчиков. Также в последние годы в Озерск зашли федеральные сети «Магнит» и «Монетка».
«Мы, конечно, к этой информации отнесемся самым серьезным образом, когда она к нам поступит. Другое дело, что полномочия наши в данной сфере сильно ограничены. Открытие любых новых магазинов носит уведомительный характер, сети вообще не обязаны нас предупреждать. В таких ситуациях, если у нас информация появляется, мы передаем ее опять же в УФАС», — сообщил господин Зюсь.
По словам председателя кизильского отделения общественной организации «Опора России» Галины Кирилловой, рост доли сетей (федеральные игроки появились в районе три года назад) приводит к тому, что предприниматели, занимающиеся мелкой розницей, с трудом сводят концы с концами и негативно реагируют на приход сетевых игроков. «Администрация просит предпринимателей помочь провести газ в малые села, но они против, поскольку боятся, что туда зайдут торговые сети. Эти компании очень сильно повлияли на рынок, выручки у маленьких магазинов резко снизились, многие кое-как выживают, зарабатывают лишь на хлеб», — констатировала госпожа Кириллова.
Заместитель председателя регионального отделения «Опоры России» Денис Константинов считает, что доля сетей в Челябинской области будет только увеличиваться. «Нет никаких предпосылок к изменению ситуации. Те акции и действия, которые осуществляют сети по подавлению независимых торговых компаний, очень сильно давят на бизнес. Меня расстроил недавний пример: на улице Цвиллинга в Челябинске закрылся торговый магазин „Зеленый” — был хороший домашний магазин с кулинарией. С территорий достаточно часто поступают жалобы на сети по двум проблемам: засилье этих компаний и то, что производители не могут туда зайти», — прокомментировал эксперт.