Цена вопроса
Результаты воскресных парламентских выборов в Германии уже представляются предрешенными. Канцлер Ангела Меркель обязательно переизберется на четвертый срок.
Предвыборная кампания была скучной, и даже сонной, по двум причинам. Во-первых, госпожа Меркель резко передвинула свою партию — Христианско-демократический союз (ХДС) — влево, так что разница с Социал-демократической партией Германии (СДПГ) была едва заметной, а кандидат от нее Мартин Шульц ничего не смог поделать с таким восприятием. Во-вторых, отнюдь не возникало чувство, что настало время перемен.
Экономика ФРГ процветает: уровень безработицы ниже, чем когда-либо, а инфляция ничтожна. К тому же проблема беженцев не так сильно влияет на настроения людей, как это было два года назад, когда около миллиона мигрантов буквально затопили страну.
Безусловно, есть проблемы и вызовы — в частности, касающиеся пенсий по старости, системы здравоохранения, детских садов, внутренней безопасности, глобализации и цифрового мира. Но большинство избирателей предпочли бы поручить решение этих вопросов Ангеле Меркель, а не Мартину Шульцу. Канцлер также пользуется популярностью и на мировой арене.
Последние опросы дают госпоже Меркель 36% голосов. Ее социал-демократический соперник отстает, набирая не более 25%. Поэтому вопрос заключается не в том, кто станет следующим канцлером. Им останется Меркель. Вопрос в том, с кем она будет управлять страной дальше.
Это может быть еще одна большая коалиция между христианскими демократами и социал-демократами. Но это также может быть и так называемая ямайская коалиция — черная, зеленая и желтая, как цвета флага островного карибского государства: черный — для ХДС Ангелы Меркель, зеленый — для зеленых и желтый — для либералов (СвДП).
Большинство левой коалиции (социал-демократы и Левая партия) пока не проглядывается, а с непримиримой расистской и популистской «Альтернативой для Германии» ни одна из крупных партий не пожелает связываться. Зеленые, СвДП и Левая партия — все могут получить от 8% до 10% голосов. Если либералам удастся набрать 10%, то наиболее вероятным результатом будет коалиция между ХДС/ХСС и СвДП.
Так или иначе, исторически выборы в Германии никогда не приводили к существенному изменению курса страны. Преемственность в течение почти семи десятилетий была основным лозунгом как во внешней, так и во внутренней политике. Однако некоторую корректировку курса исключать нельзя. Например, если либералы присоединятся к следующему правительству Меркель, то можно будет ожидать большей активности в отношении России. Председатель СвДП Кристиан Линднер недавно призвал оставить в стороне проблему Крыма, которую он назвал «долгосрочным временным состоянием». Подозреваю, что даже «ямайская коалиция», которую собрать трудно, но отнюдь не невозможно, будет энергично настаивать на активизации диалога с Москвой.
В Великобритании и США мы видели, что предвыборные прогнозы могут быть ошибочными. Надеюсь, что мои все-таки сбудутся.