Третьяковка может рассчитывать на здание на Крымском Валу
Верховный суд снял для этого все препятствия
Вчера Верховный суд (ВС) отклонил апелляцию Международной конфедерации союзов художников (МКСХ) на принятое по иску Минюста решение о ее ликвидации. Вступившее в силу решение позволит Третьяковской галерее ускорить буксующую реконструкцию занимаемого музеем здания Центрального дома художника (ЦДХ) на Крымском Валу, совладельцем которого являлась МКСХ. По данным “Ъ”, музею может перейти и само здание. Власти Москвы недавно объявили, что реконструкция комплекса завершится в 2025 году. Союз художников России рассчитывает сохранить в нем за собой хотя бы часть выставочного пространства.
МКСХ не удалось добиться в апелляционной коллегии ВС отмены принятого в июле решения высшего суда о ликвидации организации по иску Минюста, утверждавшего, что художники незаконно продавали картины за границей и сдавали помещения в аренду. В МКСХ называли происходящее «захватом имущества», ключевым активом в котором являются 24 тыс. кв. м в здании ЦДХ, что составляет 40% его площади, основную часть которой занимает Третьяковская галерея. Именно Третьяковская галерея, по данным “Ъ”, и является основным претендентом на переходящие государству площади ЦДХ: еще в начале 2017 года музей, которому не хватает места для показа искусства ХХ века, обсуждал с МКСХ скорейшую реконструкцию здания, в котором хранится и демонстрируется коллекция искусства ХХ и ХХI века, для чего необходимо было согласие совладельца здания.
По словам директора ООО «Выставочное объединение ЦДХ» («дочки» МКСХ) Василия Бычкова, реконструкцию планировалось осуществить в 2020–2021 годах. Летом Третьяковская галерея собиралась подписать договор с основателем бюро ОМА/АМО знаменитым голландским архитектором Ремом Колхасом и его российским партнером, главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, о концепции реконструкции интерьеров принадлежащих Третьяковской галерее площадей и фасадов здания. МКСХ дала на это согласие. Переговоры пройдут в октябре, сказала вчера “Ъ” директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. На вопрос “Ъ”, претендует ли музей на все здание после решения суда, она ответить отказалась. Владимир Плоткин подтвердил, что переговоры находятся в начальной стадии «выработки новой программы».
Первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов сказал “Ъ”, что согласованного решения по поводу дальнейшего использования ЦДХ нет, министерство намерено обсудить вопрос с назначенным ликвидационным управляющим МКСХ председателем Союза художников России Андреем Ковальчуком. Господин Аристархов подтвердил свою прежнюю позицию: задачей Минкульта, независимо от того, кому достанется здание, будет сохранение ЦДХ в качестве выставочной площадки для российских художников. C этим согласен ректор Санкт-Петербургской Академии художеств Семен Михайловский, считая, что «наиболее правильным решением была бы передача имущественного комплекса МКСХ Третьяковской галерее». Знакомые с ситуацией источники “Ъ” утверждают, что ЦДХ и коллекция будут переданы Третьяковской галерее.
По словам Василия Бычкова, ООО «ВО ЦДХ» как самофинансируемая организация реализует большие профильные проекты: проведено 42 антикварных салона, 17 выставок non/fiction, а также 234 выставки СХ России и Москвы, которые арендуют выставочные помещения со скидкой 20%. На территории ЦДХ размещены 48 галерей арендаторов, в том числе 15 лучших антикварных и 20 профильных сервисных организаций, говорит господин Бычков, кроме того, там выставляют 50 коллекций изобразительного искусства России и коллекции МКСХ. Коммерческим проектом являются выставки недвижимости. По словам господина Бычкова, за десять лет ООО «ВО ЦДХ» и его арендаторы заплатили в бюджет более 1 млрд руб. налогов. «Изъятие здания у ВО ЦДХ лишит самой крупной и дешевой выставочной площадки несколько десятков тысяч художников и ликвидирует модель успешного внебюджетного многофункционального учреждения культуры»,— считает он.
Как сообщил “Ъ” назначенный ликвидационным управляющим председатель СХ России Андрей Ковальчук, дальнейшая судьба ЦДХ и других активов МКСХ определится по итогам аудита, который будет проведен по заказу ликвидационной комиссии. Окончательное решение будет принято с учетом интересов государства, музейного сообщества и художников России и СНГ, заверил он. По мнению господина Ковальчука, справедливым вариантом было бы в результате реконструкции расширить в здании ЦДХ площади Третьяковской галереи, которая в этом нуждается, но закрепить часть площади, например, в рамках долгосрочной аренды, за СХ России, чтобы сохранить возможность выставляться российским художникам и реализовывать международные проекты.
Напомним, поэтапную реконструкцию здания в Минкульте обсуждали еще в начале прошлого десятилетия. В 2006 году проект разрабатывал московский архитектор Андрей Боков. В 2008 году общественность всколыхнула презентация проекта британского архитектора Нормана Фостера: при поддержке главы «Интеко» Елены Батуриной он предложил возвести здание, известное как «Апельсин». Проект был встречен протестами, после чего от него было решено отказаться. В 2013 году министр культуры Владимир Мединский ознакомил президента Владимира Путина с проектом реконструкции по итогам конкурса, победителем которого стал Сергей Чобан и его бюро SPEECH. Министр тогда отмечал, что площадь галереи после реконструкции увеличится вдвое.
Как сообщали в августе власти Москвы, к 2025 году планируется завершить реконструкцию Третьяковской галереи на Крымском Валу, увеличив ее площадь с 61,7 до 78,9 тыс. кв. м. Градостроительно-земельная комиссия под руководством Сергея Собянина рассмотрела предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки для проведения работ, их собирались вынести на публичные слушания. Сообщалось, что по проекту, представленному Владимиром Плоткиным, существующий облик здания будет сохранен, а в его внутреннем дворе вместо двухэтажной перемычки построят пять этажей. Между тем на Кадашевской набережной уже строится музейный комплекс Третьяковской галереи, контракт на 867 млн руб. реализует за счет бюджета Москвы компания «Главзарубежстрой».