Между нами стынет лед
Российско-украинские отношения в зеркале музыки
На фоне серьезнейшего кризиса в украинско-российских отношениях последних трех с половиной лет контакты деятелей шоу-индустрии претерпевали метаморфозы самого скандального характера. С одной стороны, в российском теле- и радиоэфире существенно выросло число шлягеров, сделанных на Украине. С другой — российские артисты подвергались травле за симпатии к Украине, а гастролирующие в России украинские звезды сталкивались с обструкцией на родине. Комментирует Борис Барабанов.
Единое музыкальное пространство России и Украины сформировалось в советские времена, а в постсоветскую пору укрепилось и приобрело новые очертания. Для крупных продюсерских центров не существовало границ, достаточно вспомнить Константина Меладзе с его братом Валерием и непобедимой «ВИА Гра» или Игоря Крутого с его весьма серьезными бизнес-интересами на Украине. Украина была большой гастрольной пашней для российских артистов разных поколений. На рубеже 1990–2000-х группы «Океан Ельзи» и «Воплi Вiдоплясова» стали активно гастролировать в России, у нас появился интерес к соседской альтернативной музыке. В нынешнем десятилетии Украина превратилась в главного поставщика шлягеров на российские теле- и радиочастоты. И если даже сами артисты и не были прописаны в Киеве, то за мелодии и актуальный звук часто отвечали молодые умельцы из киевских студий.
С началом конфликта на востоке Украины ситуация не особо изменилась, если не брать в расчет рок. Рокеры по природе своей нонконформисты, и уже в 2014 году мы потеряли надежду на скорую встречу с «Воплi Вiдоплясова» и «Океаном Ельзи». Но на эстрадной ниве новые имена появлялись регулярно. Иван Дорн, например, к 2014 году только-только набрал обороты и стал в России всеобщим любимцем. Елка стала лидером по числу радиоротаций. В 2014–2017 годах на российском рынке мощно заявили о себе Макс Барских, Artik & Asti, новые подопечные Константина Меладзе Mband. В 2017 году появились изготовленные на Украине хиты «Тает лед» группы «Грибы» и «Вите надо выйти» группы Estradarada. Слушатели русскоязычных поп-станций не отдавали себе отчета в том, что каждый третий, если не каждый второй бодрый трек, звучащий в эфире, сделан в стране, которую в телевизионных ток-шоу теперь живописали исключительно в мрачных тонах.
Поток музыкальной продукции не иссяк, но политика все же вторглась в музыкальный ландшафт. Если сразу после присоединения Крыма и начала боевых действий на востоке Украины травля в отношении сомневающихся в их целесообразности артистов была характерна для России, то в последнее время, напротив, Украина ведет себя все более и более жестко как по отношению к российским исполнителям, позволившим себе, например, гастроли в Крыму без разрешения украинских властей, так и в отношении своих собственных граждан, зарабатывающих на гастролях у соседей.
Количество российских гастролеров на Украине сокращается, СБУ и разного рода активисты находят у наших артистов все новые и новые грехи. Это несложно: на сегодняшний день мало кто из музыкантов отказывает себе в удовольствии слетать пару раз за лето в Крым на заработки. В России украинским артистам, за редким исключением, всегда рады, но сам факт гастролей у «агрессора» уже может серьезно повлиять на карьеру дома. Ну а противоположная тенденция состоит в том, что по части сочинения и производства музыки Украина остается гораздо более продвинутой территорией.
Причина состоит, вероятно, в том, что в России в постсоветскую пору сформировались достаточно консервативные, совсем не склонные к экспериментам альянсы телеканалов и крупных продюсерских центров во главе с именитыми композиторами. Именно в поле влияния этих альянсов и существовала вся новая отечественная музыка. На Украине столь мощных блоков продюсеров и телеканалов не было. Можно с большой долей уверенности утверждать, что украинская музыка развивалась в гораздо более свободной атмосфере, индустрия была открыта всему новому, что не отменяло склонности украинцев к веселью и их любви к запоминающимся мелодичным песням. Поэтому в эфире российских телеканалов в новогоднюю ночь что ни год, все те же песни в исполнении все тех же людей. А на Украине то и дело придумывают какой-нибудь очередной вирусный шлягер. Вот только что был «Тает лед», но на подходе явно что-то свежее. Надо только подождать.