Оправдание роскоши
Capri Palace и его коллекция
Первое, что вы ловите, входя в Capri Palace,— это взгляд Гектора и Андромахи де Кирико. Собственно, глаз у этих геометрически-метафизических объектов на поздней, 1960 года, версии нет, как и в ранних версиях этого постоянного сюжета де Кирико. Но взгляд их ощущаешь буквально сразу: небольшая картина висит напротив входа. "Это было первое серьезное произведение искусства, которое я купил",— говорит Тонино Какаче, нынешний CEO и недавний владелец отеля, продавший его группе Mytha Hotel Anthology, чья специализация — отели Средиземноморья. "Я взял в руки эту картину де Кирико и понял, что не могу просто повесить ее дома. Я хотел, чтобы ее все время видели люди. И повесил здесь. Так и началась история коллекции Capri Palace".
Возле стойки консьержа у большого окна в холле стоит золотой диск Арнальдо Помодоро (такой же, но заметно больше, есть в Милане на площади Сан-Бабила и во дворе московского Музея современного искусства), дальше над диванами в дальнем тихом углу бара висит Кит Харинг. Зал ресторана L'Olivo и его две безупречные мишленовские звезды оживляют пышные скульптурные тела Паоло Сандулли, полные средиземноморской витальности и юмора. В собрании синьора Какаче есть произведения художников разных стран, но основа его — это итальянцы, которых он любит и тонко понимает, многих из которых он лично знал и знает, за чьей работой он следит и чьи вернисажи посещает. Отель Capri Palace вполне может предоставлять своим клиентам специальную услугу — экскурсию "История новейшего итальянского искусства за час", причем исключительно на материале собственной коллекции.
Capri Palace не единственный европейский отель, обладающий коллекцией произведений искусства. Но здешняя принципиально отличается от коллекций, которые подобраны специально нанятыми кураторами и являются для их владельцев способом вложения средств или маркетинговым инструментом. Во всех представленных здесь работах отчетливо виден вкус человека, выбравшего их и поместившего именно на эти места, и его страстное отношение к искусству. Это подтверждается при личном знакомстве. Мы проговорили о современном искусстве три часа за ужином, мы продолжали говорить о нем часа полтора утром и, если бы не отъезд синьора Какаче, проговорили бы еще столько же.
Придуманная Тонино Какаче программа Artists in Residence тоже очень личная — идея в том, чтобы дать художнику не просто прожить примерно неделю в одном из самых крутых отелей Капри, но и провести это время с пользой для жителей острова: "Я решил, что художники будут делать арт-проект со старшими школьниками Анакапри. Мне важно, чтобы подростки не воспринимали искусство как нечто элитарное и чужое для них, чтобы они видели, как искусство создается, и поняли, что оно может быть частью их собственной жизни". В этом году в программе Artists in Residence участвовали фотограф Джованна Сильва и видеохудожник, фотограф и режиссер Ра ди Мартино.
Каждое утро, сидя на веранде за завтраком, я наблюдала, как местные школьники подтягиваются со своими рюкзаками на лужайку и Джованна идет с одной группой снимать окрестные бассейны для специального проекта на фестивале Lanscape. А Ра с другой группой отправляется снимать на смартфоны видео, из которого они потом смонтируют клипы. Джованна выставлялась на Венецианской биеннале-2006, у нее вышло несколько альбомов, она работала в журнале Abitare и публиковалась в Domus. Ра только что сняла короткометражку с Валерией Голино и Филиппо Тими для одной из программ Венецианского кинофестиваля.
Атмосфера готовности к творчеству и соседство произведений искусства обостряют чувства. Ощущения от тканей Loro Piana, от белой и голубой майолики ручной работы на полу номера и от нежнейшего крудо из местных красных креветок в Il Riccio станут ярче. Пользы и удовольствия от фирменной "Школы для ног" медицинского спа будет больше, вес по специальной программе похудения уйдет быстрее, а осознание того, что каждый день идешь на завтрак мимо де Кирико и пьешь свой апероль под Китом Харингом, сделает здешнюю роскошь совершенно особенной.