«Регион с университетом и без университета — разные регионы»
Ректор Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина Владимир Стромов
— Владимир Юрьевич, близятся две знаменательные даты: 80-летие Тамбовской области и 100-летие высшего образования на Тамбовщине. Скажите, какое место занимает университет в жизни региона?
— Даты, соглашусь, знаменательные. Хотя регион, если говорить о Тамбовском наместничестве или губернии, значительно старше любого тамбовского вуза. Вместе с тем место системы высшего образования в жизни региона трудно переоценить. Скажу так: регион с университетом и без университета — разные регионы. Вся местная история высшего образования, ведущая свое начало с ТГУ, живое подтверждение тому.
— С чего все начиналось?
— Отсутствие университета остро почувствовалось в начале прошлого столетия, ведь обширная и аграрно богатая Тамбовская губерния испытывала нужду в квалифицированных специалистах. Динамичный 1917 год с его резкими политическими поворотами ускорил события. Губернское земство в начале 1918 года решило открыть университет. Подготовительную работу с февраля-марта вели Комитет общественной организации по созданию университета и Общество Тамбовского университета под председательством Е.И. Бунина. Среди учредителей университета, к слову, были известные в стране люди. Например, бывший директор императорских театров князь С.М. Волконский. Или Ж.В. Косско-Судакевич — оказавшаяся волею судеб в Тамбове бабушка будущего народного художника РФ Б.А. Мессерера. Кстати, в самой смелой фантазии я хочу пригласить Бориса Асафовича в 2018 году на торжественное собрание по случаю 100-летия университета. Мне кажется, будет по-человечески красиво: 100 лет назад его бабушка открывала тамбовский университет, а ровно через 100 лет в том же самом зале (прежде — губернского Дворянского собрания, теперь — областного театра драмы) побывать ему.
— Когда же университет был открыт?
— Все просто: «местное открытие» торжественно состоялось 27 октября 1918 года, а декрет Совнаркома вышел 21 января 1919 года. В нем тамбовский университет учреждался задним числом — с 7 ноября 1918 года. Обратите внимание: инициатива по открытию университета принадлежала тамбовским эсерам и кадетам, они же провели и всю организационную работу, но открывали его, взяв «под государственное крыло», уже большевики. Это лишний раз подчеркивает единство мнений всех, вне зависимости от партийной принадлежности: университет в Тамбове был очень нужен.
— Любопытно. Какие специальности были в первом тамбовском университете?
— Открыли два факультета: педагогический (гуманитарная, естественно-научная и дошкольная специализации) и, разумеется, аграрный. Преподавательский состав формировался за счет приезжей московской профессуры (среди них, например, будущие академики филолог П.Н. Сакулин и историк В.И. Пичета) и местных специалистов, окончивших первоклассные вузы и зачастую стажировавшихся за границей. Часть столичных светил лишь мелькнули на тамбовском небосводе, спасаясь здесь от голода и превратностей гражданской войны, но подлинно университетскую планку обозначили.
— Скажите, какова судьба первого тамбовского университета?
— Он был продуктом революционной эпохи, жил судьбой страны. Самоуправление было практически сразу свернуто. Учебная работа приравнивалась к трудовой повинности, вводился контроль знаний, создавались вузовские органы контроля. 2 ноября 1919 года при университете создается рабфак, призванный очистить контингент от «чуждого элемента». В ноябред-декабре 1919 года педфак реорганизуется в Практический институт народного образования им. Н.К. Крупской. А летом 1921 года в связи с экономическими неурядицами ТГУ был закрыт. Попытки ректора В.Д. Андреева этого не допустить, поддержанные местными властями, успехом не увенчались. Преемниками университета стали педагогический и сельскохозяйственный институты. Их ректоры А.И. Абиндер и А.И. Пуссеп, как и некоторые другие директора будущего ТГПИ, повторили печальную судьбу многих тогдашних руководителей — были впоследствии репрессированы. В 1923 году оказались закрыты и эти вузы, и в течение семи лет отголоском высшего образования на Тамбовщине оставался только рабфак.
— Что же способствовало воссозданию вуза в регионе?
— Если коротко, то повышение планки государственных задач. Население должно было стать грамотным — и функционально, и идеологически — для их решения. Потребовались тысячи учителей. Оттого местным властям в 1930 году удалось добиться открытия в Тамбове агропединститута, позже трансформировавшегося в пединститут. Бурно рос его студенческий контингент: в 1930 году, например, было 77 первокурсников, в 1940-м — 1500. Постепенно укреплялся и профессорско-преподавательский состав, ядро которого составили питомцы воронежских вузов: начинали 24 преподавателя, в 1940 году их стало 78.
— А что было с вузом в годы Великой Отечественной войны?
— Коллектив ТГПИ во главе с директором Г.М. Михалевым достойно выдержал тяготы 1941-1945 годов. На фронтах погибли многие преподаватели и студенты, сократился профессорско-преподавательский состав, уменьшилось количество студентов, ослабла материальная база, ухудшилось положение вузовских работников и обучающихся. ТГПИ, однако, выжил. В 1944 году он переехал в относительно вместительное, хотя и запущенное здание по Советской, 93, где сейчас размещается наш медицинский институт. Несмотря на исключительные трудности, ТГПИ удержал очный контингент (около 1000 студентов), продолжил основную деятельность и сыграл главную роль в проведении агитационно-мобилизационной работы в регионе.
— После войны началось восстановление страны. Вуз не мог не включиться в этот процесс. Как вам видится его роль в послевоенном возрождении?
— В то время страна была вынуждена не только отстраивать заводы, дома, инфраструктуру. На фоне общей разрухи нужно было совершить индустриальный прорыв, перейти на новый технологический уровень. Экономике требовались технически образованные специалисты — высококлассные инженеры, конструкторы, квалифицированные рабочие. Для их подготовки была принципиально расширена система математического и естественно-научного массового образования. С 1950-х годов была провозглашена правительственная политика «политехнизации» образования. Среди специальностей ТГПИ того времени (история, филология, иностранные языки, математика, физика, химия, биология, география, физвоспитание) социогуманитарных дисциплин — менее половины. С тех пор мы являемся монополистами в области математического и естественно-научного образования в регионе. Показательно, что, пожалуй, первым среди ученых нашего вуза, приобретших общесоюзную известность, был профессор П.С. Кудрявцев. Его учебник по истории физики изучался в университетах всего СССР.
Наш вуз стал тем рычагом, что изменил образовательный профиль, а значит, и социальный облик региона. Как результат — в Тамбовской области возникли человеческие ресурсы для масштабной индустриализации, которая началась в 1960-х годах. Когда для подготовки инженерных кадров в 1958 году в Тамбове был создан филиал Московского института химического машиностроения (предшественник нынешнего ТГТУ), это не было похоже на строительство небоскреба в пустыне. Уровень знаний школьников уже позволял приступить к массовой подготовке инженеров.
— Конец 60-х — начало 80-х годов принято называть «застоем». Что происходило тогда в вузе?
— Если сравнить темпы развития вуза того времени с ростом университета с середины 1990-х годов, то современная динамика представляется головокружительной. Например, студенческий контингент с 1950-х до середины 1990-х постепенно вырос с 4 до 7,4 тыс. А уже в 1999 г. у нас обучалось 10,2 тыс. студентов, сейчас — более 13 тыс. Кроме того, мы обучаем более двух тысяч иностранцев. Другой пример — увеличение доли преподавателей, имеющих научную степень. В 1950-х годах «остепененность» была ниже 20%, в середине 1960-х — менее трети, в 1980 году — 41%, ныне — почти 100%.
В эпоху застоя, если вдуматься, происходило накопление кадрового и материально-технического потенциала для последующего перехода в новый формат. Приведу конкретную иллюстрацию. В 2008 году в ТГУ был создан Центр нанотехнологий и наноматериалов. Это научный институт с мировым признанием. Помимо этого центра у нас есть несколько прекрасно оборудованных физических и химических лабораторий, возглавляемых известными в стране и за рубежом исследователями. Суммарная стоимость научного оборудования в этих центрах составляет сотни миллионов рублей. Это база для прорывных научных достижений. Во времена ТГПИ вузовские преподаватели, конечно, не могли даже представить, что такое станет возможным. Но первые профессионально оборудованные лаборатории появились в «пединститутские» времена, и именно тогда формировались научные школы. Современную научную инфраструктуру невозможно создать на пустом месте. Потребовались долгие годы, в течение которых маленькими шагами наше сообщество осваивало совершенно новые для него виды деятельности. Возвращаюсь к вашему вопросу: это была эпоха деятельной и очень интенсивной подготовки к большому скачку.
— В 1994 году ТГПИ вновь сменил свой статус — объединился с Тамбовским институтом культуры и был преобразован в университет имени Г.Р. Державина…
— Да, пройдя извилистый путь, наш вуз фактически вернулся к своему исходному формату, в котором был создан в 1918 году.
— Университет возник и возродился в революционные периоды — это, на ваш взгляд, закономерность или совпадение?
— Любая революционная социополитическая турбулентность приводит к разрушениям, но и открывает новые возможности. Для Тамбовского края 90-е годы, как и Октябрьская революция вкупе с Гражданской войной, имели катастрофические последствия. Мне кажется, что университет стал своего рода материализацией мечты людей о социальном выздоровлении.
— Вы упомянули о быстром росте университета в недавние годы…
— Да, университет — это огромный сложнейший имущественный комплекс: более десятка корпусов, лаборатории, спортивные объекты, театр, медицинский центр, издательство…
— …Но каковы, на ваш взгляд, внутренние, сущностные изменения в университете?
— Университет перестал быть исключительно инструментом государственной политики в сфере социального конструирования. Помимо государства, у нас появился еще один влиятельный заказчик — общество. Университет стал во многом отражением социальных запросов. Образовательная структура существенно диверсифицировалась. К началу 90-х мы подошли практически с тем же набором специальностей, что и в 50-е годы. Но уже в 1994 году были созданы экономический и юридический факультеты. А в 2007-м открылся медицинский институт. Вуз смог решить системную проблему региона, связанную с недостатком кадров по ряду важнейших направлений. Количество специальностей, по которым мы готовим студентов, возросло во много раз. Это следствие усложнения социальной и экономической реальности. Ведь мы продолжаем выполнять ключевую для региона функцию по воспроизводству человеческого капитала.
— Наш разговор начался с воспоминаний о важных датах. В следующем году Державинскому университету исполняется 100 лет. У него есть какая-то особая миссия здесь?
— Я бы не стал говорить о какой-то одной его миссии. Думаю, что классический университет во все времена выполнял функцию сохранения регионального сообщества.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех жителей нашего цветущего края с 80-летием Тамбовской области и пожелать дальнейшего процветания и благополучия!