Промсборке продлят жизнь
Правительство может согласовать автопрому новый инвестрежим
Как выяснил “Ъ”, правительство в ближайшее время может наконец согласовать для автопрома переход с 2018 года на новый инвестиционный режим — после завершения текущей промсборки. На эту роль претендовали специнвестконтракт (СПИК) Минпромторга и так называемая новая промсборка от Минэкономики. По данным источников “Ъ”, правительство сделало выбор в пользу идеи Минэкономики: СПИК не раз подвергался критике из-за непрозрачности и отсутствия весомых преференций существующим инвесторам, а новая промсборка предполагает равный доступ к господдержке и компенсацию пошлин.
В ближайшее время состоится совещание у вице-премьера Аркадия Дворковича по автопрому, рассказали “Ъ” источники на рынке. На нем правительство должно определиться с новым инвестрежимом в отрасли, который последует за текущим режимом промсборки. Есть две конкурирующие идеи — СПИК Минпромторга и новый инвестрежим от Минэкономики, по сути, модификация промсборки. По данным “Ъ”, на совещании одобрят вариант Минэкономики, поручив подготовить нужные документы к началу октября. Представитель господина Дворковича отказалась комментировать его график, в Минэкономики лишь подтвердили, что разрабатывают новый инвестрежим. С представителями Минпроторга связаться не удалось.
В документах Минэкономики (“Ъ” с ними ознакомился) говорится, что цель нового режима — принятие прозрачного механизма развития отрасли и поддержки для локализованных концернов и производителей автокомпонентов, в частности за счет равного доступа к субсидиям и стимулирования экспорта. Новая промсборка предполагает значительные преференции, в том числе компенсацию пошлин, отсрочку по уплате НДС, беспошлинный ввоз оборудования, гарантию компенсации акциза и косвенных налогов при их повышении. Также, если концерн берет обязательства по экспорту, ему предоставляется возможность ввоза крупноузловых комплектов и (или) снижение пошлин на готовую продукцию в случае роста акцизов.
Планируется, что с мая 2018 года по 31 декабря 2020 года государство обеспечит сохранение текущих условий участникам промсборки. По новой промсборке компании смогут работать с 2018 по 2023 год. Предпосылкой к изменению режима промсборки в Минэкономики называют, в частности, двукратное падение спроса в последние годы, которое не позволяет достичь нужных объемов локализации. Кроме того, действующий режим ориентирован на внутренний рынок и не стимулирует развитие экспорта, производства компонентов или интеграцию в мировой автопром.
По оценкам источника “Ъ”, если правительство откажется принимать новую промсборку, есть риск потери значительной доли бюджетных поступлений. Например, следствием отмены льгот по импортным пошлинам на автокомпоненты станет рост цен на машины российской сборки в 2018 году на 7–14%. Это, по оценкам собеседника “Ъ”, приведет к падению продаж в среднем на 10–12% и снижению загрузки мощностей, часть которых вообще может быть закрыта. В результате отмены режима промсборки, отмечает он, объем налоговых отчислений упадет не менее чем на 30 млрд руб. при некотором росте сборов по пошлинам.
По словам собеседника “Ъ” в отрасли, за новый инвестрежим выступают Renault-Nissan, VW Group, Toyota; против — КамАЗ и «Соллерс» (у «Соллерса» уже подписан СПИК с Mazda). В VW Group “Ъ” заявили, что «поддержат режим, который будет долгосрочным, прозрачным и обеспечит равные условия для всех». Он должен «не упускать из виду достижения предыдущих этапов развития в рамках режима промсборки». О непрозрачности СПИКов уже говорил Nissan (см. также интервью главы группы ГАЗ Вадима Сорокина). Другие концерны ситуацию не комментируют.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» говорит, что преимущество новой промсборки — компенсация таможенных пошлин, тогда как в СПИКах нет никаких четких условий. Возможно, отмечает он, для кого-то СПИК может быть более удобным в силу достигнутых договоренностей. Кроме того, не все могут захотеть выполнять требования новой промсборки, хотя для ведущих игроков рынка они не будут представлять большой сложности.