Мечта об электронных продажах
Минэкономики снова пытается унифицировать имущественные торги
Минэкономики сделало новую попытку унифицировать продажи имущества — государственного, муниципального, специальных разрешений, активов банкротов и непрофильных активов госкомпаний. Законопроект об этом ведомство разослало коллегам по Белому дому. Схожие инициативы предпринимаются не первый год, но пока успеха не имели: аналогичный «кодекс об имущественных торгах» в 2016 году увяз в согласованиях, а нынешний проект рискует не пройти через Госдуму из-за идеи электронных продаж непрофильной собственности госмонополий на подконтрольных государству площадках для госзаказа.
Минэкономики подготовило и разослало в ведомства поправки (есть у “Ъ”) к законам о госзакупках и закупках госкомпаний (ФЗ-44 и ФЗ-223). По ним ФЗ-44 («О контрактной системе») должен превратиться в закон «О контрактной системе и имущественных торгах», к которым отнесены как торги государственным и муниципальным имуществом, так и продажи имущества или предприятия должника в ходе банкротства. Также под новое регулирование подпадают конкурсы на право заключения концессий, торги за получение специальных государственных разрешений и заключение соглашений о ГЧП. Проект требует электронных продаж государственной недвижимости, ценных бумаг, предметов искусства, имущества банкротов, а также имущества, продаваемого по решению суда, и подробно описывает процедуры и обжалование их нарушений.
Отдельно вводится и новый порядок продаж непрофильных активов компаний с госучастием. Определять «непрофильность» активов Минэкономики предлагает по критериям, которые определит правительство, а продавать их требует только в электронном виде на торговых площадках, отобранных для госзакупок по ФЗ-44. Это очередная попытка Белого дома принудительно нарастить конкурентные торговые процедуры в госкомпаниях. Однако включение ее в текст увеличивает риск блокировки проекта лоббистами в Госдуме так же, как это произошло с правительственной реформой всей закупочной деятельности. Последняя, напомним, также была оформлена пакетом поправок к ФЗ-44 и ФЗ-223 и предполагала перевод закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса (10% всех их закупок, чуть менее 3 трлн руб. в год) в электронную форму и на те же площадки для госзаказа. Эта норма в итоге и торпедировала оба правительственных законопроекта — они не были приняты, несмотря на прямое поручение президента провести их через Госдуму до конца весенней сессии.
Идею Минэкономики не одобряют даже сами площадки для госзаказа. По словам члена генсовета «Деловой России» и главы одной из них — Российского аукционного дома — Андрея Степаненко, схема реализации имущества госкорпораций разрабатывалась совместно с бизнес-сообществом два года и в мае этого года закреплена постановлением правительства. «Нынешняя новация сводит на нет усилия крупнейших собственников имущества по созданию эффективного механизма оборота непрофильных активов»,— говорит он.
«Это прямое вмешательство в стратегию и тактику компаний. Передача правительству права определять критерии непрофильности активов означает, что оно будет определять профиль их бизнеса, что противоречит задачам 223-ФЗ, который изначально был нацелен на отказ от регулирования бизнеса и не должен пересекаться с гражданским законодательством»,— сказал “Ъ” источник в одной из крупнейших госкомпаний. Он также отметил, что активы крупных госкомпаний, как правило, неликвидные, и такой способ продажи только увеличит издержки: площадки по госзакупкам должны будут получать дополнительную лицензию на продажу ценных бумаг, а сам проект выглядит «попыткой Минэкономики вернуть себе хотя часть компетенций после утраты полномочий регулятора в закупочной сфере».
Противодействие госкомпаний — не единственное, что осложняет судьбу проекта Минэкономики. Год назад министерство уже пыталось написать кодекс имущественных торгов (см. “Ъ” от 1 ноября 2016 года) — причем и та попытка была не первой: до этого были разработаны проект Минэкономики «Об открытых торгах» и конкурирующие поправки ФАС и Минкомсвязи к закону «О защите конкуренции». Однако договориться ведомствам не удалось, а компромиссный кодекс за год так и не был принят.