Горячие точки соприкосновения
США пытаются переговорить с Россией — хотя бы о Сирии
В четверг представитель администрации президента США Дональда Трампа сказал о готовности налаживать «новый диалог с Россией по Сирии». Американские военные заговорили, в частности, о расширении зоны урегулирования конфликта в районе реки Евфрат, поддержании трех линий связи для предотвращения инцидентов между российскими военными и военными поддерживаемой американцами коалиции. Заявление прозвучало спустя день после того, как российский Генштаб обвинил американские спецслужбы в пособничестве радикальным исламистам. По данным “Ъ”, ситуация в Сирии станет одной из ключевых тем переговоров Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана, которые состоятся 28 сентября в Анкаре.
О том, что США определились с новой стратегией развития отношений с Россией, в интервью CNN сообщил помощник президента Дональда Трампа по национальной безопасности Герберт Макмастер. По его словам, Белый дом ставит перед собой три цели. «Нам нужно будет противостоять их (российских властей.— “Ъ”) дестабилизирующему поведению, но мы хотим избежать конфликта с Россией, это обладающая ядерным оружием страна,— перечислил господин Макмастер.— Мы хотим определить те области сотрудничества, где мы могли бы вместе с Россией работать, исходя из взаимных интересов». В качестве примера господин Макмастер привел ситуацию в Сирии.
Это заявление стало фактически ответом на серьезнейшие обвинения, выдвинутые накануне начальником главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Сергеем Рудским. Генерал возложил вину на «американские спецслужбы» в инициировании наступления боевиков «Джебхат ан-Нусры» (организация запрещена в РФ) на зону деэскалации в провинции Идлиб. Из-за этого там оказались блокированы 29 российских военных полицейских, которых пришлось с боем вызволять из окружения.
Неофициально российские военные поясняли, что американцы могли передать одной из «умеренных» группировок данные о расположении сирийских и российских войск в Идлибе, чтобы остановить продвижение правительственных войск в Дейр-эз-Зоре. В Пентагоне эти обвинения отвергли, указав, что российские и сирийские войска атакуют союзников США в регионе.
А в четверг официальный представитель Минобороны РФ генерал Игорь Конашенков заявил, что из районов на восточном берегу Евфрата, в которых находятся боевики «Сирийских демократических сил» (СДС) вместе с американскими военнослужащими, по сирийским войскам дважды открывался массированный огонь из минометов и реактивной артиллерии. «В данных районах сейчас выполняют боевые задачи военнослужащие российских сил специальных операций,— подчеркнул Игорь Конашенков.— По специальному каналу связи представителю командования вооруженных сил США в Эль-Удейде (Катар.— “Ъ”) в жесткой форме доведено, что попытки обстрелов из районов, где находятся боевики СДС, будут немедленно пресекаться». И добавил: «Огневые точки в данных районах будут сразу подавляться всеми имеющимися средствами поражения». По словам военно-дипломатического источника “Ъ”, российская сторона не стремится к эскалации, но вынуждена обозначить меры возможного реагирования. «Наши БПЛА мониторят обстановку в районе, в случае если наши военнослужащие пострадают от вольных или невольных действий американцев и их союзников, то район будет полностью зачищен штурмовой авиацией»,— отметил он.
Американские военные в четверг демонстрировали готовность к сотрудничеству. Полковник Райан Диллон, официальный представитель штаба операции «Непоколебимая решимость», которую проводит в Ираке и Сирии группа стран во главе с США, заявил, что ВС РФ и международная коалиция поддерживают три линии прямой телефонной связи для предотвращения инцидентов. «Военные должностные лица коалиции и России встретились лицом к лицу на этой неделе, чтобы скорректировать и расширить меры по предотвращению конфликтов. В ходе этих дискуссий подчеркивалась необходимость обмениваться графическими данными и сведениями о районах проведения операций, чтобы гарантировать предотвращение случайных ударов или других возможных трений, отвлекающих внимание от разгрома "Исламского государства"»,— сообщил полковник Диллон, отказавшись уточнить время и место встречи. Он добавил, что военные двух стран обсуждают расширение зоны урегулирования конфликтов в районе реки Евфрат.
Аналитик Михаил Троицкий уверен, что новые заявления США не идут вразрез с их основной линией выстраивания отношений с Россией по Сирии. «В планы американцев никогда не входило обострение, они признавали очевидную жизнеспособность рецептов Москвы по урегулированию конфликта в арабской республике»,— говорит эксперт. Полковник запаса Виктор Мураховский отмечает, что называть дальнейшую координацию сил международной коалиции и сирийских правительственных войск вместе с ВС РФ сотрудничеством не совсем корректно. «Речь идет о том, чтобы перестать мешать друг другу в долине реки Евфрат и исключить инциденты, подобные ситуации в Идлибе 19 сентября, а не о том, чтобы биться плечом к плечу»,— говорит он, уточняя, что эпизод в зоне деэскалации конфликта не окажет существенного влияния на положение дел в провинции.
Дипломатический источник “Ъ” сообщил в четверг, что пока контактов на «самом высоком уровне» между российскими и американскими сторонами не планируется, однако заверил, что тема Сирии станет одной из основных во время переговоров Владимира Путина и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Они состоятся 28 сентября в Анкаре.