Депутатов оградят от спонтанных встреч с избирателями
Госсовет Татарстана в первом чтении приравнял общение с народом к митингам
В Госсовете Татарстана вновь вспомнили об ограничении свободы собраний в республике. Вчера парламент планировал приравнять встречи депутатов с избирателями к митингам, однако депутат Госдумы Юрий Синельщиков пожаловался, что законодательство о публичных мероприятиях в регионе не исполняется. По его словам, протестующим отказывают в проведении акций даже в «гайд-парках» и предлагают место у станции по сбору мусора. В итоге рассматриваемый законопроект Госсовет принял только в первом чтении. А спикер Фарид Мухаметшин упрекнул власти Казани, что, ограничивая публичные мероприятия, они «нарушают действующие документы правительства республики».
Вчера Госсовет Татарстана рассмотрел в первом чтении проект поправок в региональный закон «О статусе депутата Государственного совета». Согласно предполагаемым изменениям, республиканским парламентариям необходимо будет подавать уведомления в муниципалитеты о проведении встреч с избирателями. Они приравниваются к митингам и другим публичным мероприятиям. Согласование не будет требоваться только в том случае, если встречи проходят во дворах, а также в помещениях и специально отведенных местах, которые должны определить местные власти. Закон внесен в Госсовет, поскольку весной этого года аналогичный закон принят на федеральном уровне (в июне подписан Владимиром Путиным), сообщил глава парламентского комитета по госстроительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин.
Прежде чем законопроект поставили на голосование, к трибуне вышел депутат фракции КПРФ, зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков (в прошлом году был избран от Татарстана и Ульяновской области). Он попросил республиканских коллег не принимать проект, поскольку тот создает «ограничения» для исполнения депутатами всех уровней своих обязанностей. «Из смысла ст. 31 Конституции России следует, что любое публичное мероприятие является заранее спланированным и организованным действием. Однако встречи депутатов с избирателями очень часто носят спонтанный и стихийный характер»,— указал господин Синельщиков. Он считает неправильным, что разрешение на встречи с избирателями депутатам фактически будут давать районные власти. Кроме того, депутат заявил, что будут нарушены конституционные права граждан «на беспрепятственное индивидуальное и коллективное обращение к депутатам всех уровней». Сейчас, по его словам, аналогичный федеральный закон обжалован в Конституционном суде России.
При этом Юрий Синельщиков пожаловался на ограничения в согласовании публичных мероприятий в Татарстане. Он напомнил, что на днях местные коммунисты проводили митинг в поддержку законопроекта об отмене «абонентской платы» в детских садах (вчера этот проект Госсоветом был отклонен). Однако исполком Казани сначала пытался запретить акцию, а затем, когда коммунисты заручились поддержкой суда, отправил их митинговать возле мусоросортировочной станции (см. „Ъ“ от 20 сентября). При этом в городе есть так называемые гайд-парки, где, по закону, должны проводиться публичные мероприятия.
В защиту законопроекта выступили единороссы. «Я плохо представляю, что можно как-то стихийно встретиться с избирателями. Встречи всегда заранее организовываются, если вы хотите эффективно работать»,— заявил депутат от партии власти Николай Рыбушкин. При этом он отметил, что если депутаты не приведут региональный закон в соответствие с федеральным, то в Госсовет поступит представление прокуратуры. Депутат Госдумы от «Единой России» Александр Сидякин настаивал, что закон необходим: «Многие коллеги используют массовые встречи с избирателями, чтобы перекрывать движение и блокировать инфраструктуру городов. Казань — миллионник. Мы не можем позволить себе делать то, что заблагорассудится».
Однако вопросы к законопроекту были не только у КПРФ. Беспартийный депутат Леонид Барышев, у которого сложные отношения с мэром Елабуги Геннадием Емельяновым, удивился: «Я регулярно встречаюсь с избирателями в том месте, которое я специально на это отвел. А теперь я читаю закон и понимаю, что мне у господина Емельянова нужно получать разрешение. Господин Емельянов мне в Танайке в туалете где-нибудь отведет место, вот там и встречайся». Александр Сидякин попытался успокоить, что он сможет и дальше встречаться с избирателями в своем офисе. Специальные помещения, по его словам, будут выделять тем, у кого нет денег на их аренду, например оппозиции.
Точку в дискуссии поставил спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. Он предложил проект «взять за основу» и принять его только в первом чтении. Ко второму чтению депутаты при желании смогут внести поправки. При этом он обратил внимание властей Казани, что постановление министерства юстиции республики, которым определены «гайд-парки», «должно неукоснительно исполняться». «Ограничивать или направлять их куда-то это прямое нарушение действующих документов правительства нашей республики»,— сделал он замечание казанским чиновникам.
Законопроект был одобрен большинством депутатов. Против оказались лишь пять человек, один воздержался. Ожидается, что окончательно встречи депутатов Госсовета с избирателями приравняют к митингам до конца этого года.