Спасение утопающих

Идет ли огосударствление банковского сектора

Государство укрепляет позиции на российском банковском рынке: ЦБ санирует уже второй крупный частный банк за последний месяц. Регулятор согласился пойти на оздоровление Бинбанка, то же самое ранее произошло с «Открытием» — оба банка входили в пятерку крупнейших коммерческих кредитных организаций страны. Идет ли огосударствление финансового сектора и какими могут быть последствия, разбиралась Яна Лубнина.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

После того, как Центробанк стал основным акционером «Открытия», доля государства в активах банков топ-50 достигла 74%, подсчитал «Интерфакс», а с учетом Бинбанка эта цифра вырастет до 77%. Крупнее этих банков в частом секторе только Альфа-банк, «Московский кредитный банк» и «Промсвязьбанк» — и о последних двух на рынке ходят неблагоприятные слухи.

По расчетам ЦБ, санация обеих организаций — Бинбанка и «Открытия» — займет около восьми месяцев, после этого они могут быть проданы. Но, по мнению младшего директора «Эксперт РА» Вячеслава Путиловского, это маловероятно:

«Выложить честную цену за эти банки может очень и очень небольшое количество покупателей — по крайней мере, в России. Но я не думаю, что сейчас те же иностранцы будут глобальнее скупать наши банки — они наоборот уходят. Если эта тенденция сохранится и дальше, то мы, по сути, придем к ситуации Советского Союза, когда существовало лишь несколько госбанков, и основной проблемой станет снижение продуктового разнообразия».

В Центробанке не раз заявляли, что у них нет задачи наращивать государственную долю в банках — также там успокоили, что «эффект домино» на рынке исключен.

Сокращение числа частных банков пагубно скажется на самой финансовой системе — станет выдаваться больше плохих кредитов, убежден ведущий аналитик управляющей компании «Горизонт» Владимир Рожанковский. По его словам, только у частных банков сейчас высокие стандарты по процедуре due diligence, которая проводится для проверки чистоты сделки:

«Это будет зеленый свет другим банкам для того, чтобы снизить стандарты due diligence, наши госбанки не в состоянии поддерживать такую планку. Ситуация с ВЭБ очень четко демонстрирует этот тезис, потому что есть заказ на кредитование некоего проекта, и все соображения риск-менеджеров в этой ситуации, как правило, отходят на второй план. Госбанк не может ослушаться своего основного акционера — государство».

По закону Центробанк получит 75% акций Бинбанка, 25% останется у нынешних владельцев в случае, если в капитале не обнаружат дыру. Возможно, после того, как банк вылечат, его выкупит основной акционер Микаил Шишханов, хотя накануне в эфире «Коммерсантъ FM» этот вопрос вызвал у бизнесмена неоднозначную реакцию:

Микаил Шишханов в эфире «Ъ FM»

Я, конечно, как любой предприниматель, тем более банкир, который этот банк создавал, развивал, буду счастлив. Но будут ли у меня возможности — жизнь покажет. Сейчас мне сложно вести разговор о том, что будет через пять-десять лет. Для меня сейчас главное — чтобы банк дальше существовал и развивался.

Смотреть

Главное для господина Шишханова — сохранить организацию жизнеспособной и, соответственно, не запятнать свое имя. А деньги, как признался банкир, — «вещь наживная».

В Центробанке спасение Бинбанка предварительно оценили в 250–350 млрд руб., при этом совладелец организации считает, что на деле потребуется в два раза меньше.

Яна Лубнина, Яна Пашаева

Вся лента