«Расклад не поменялся за последние несколько месяцев»
Корреспондент ИД «Ъ» — о предвыборной обстановке в Берлине
В Германии готовятся к главному политическому событию — всеобщим парламентским выборам: по итогам воскресного голосования будет определена кандидатура нового канцлера. По оценкам экспертов, фаворитом по-прежнему является партия Ангелы Меркель, но аналитики предполагают, что впервые в парламент ФРГ пройдет оппозиционная партия «Альтернатива для Германии». О предвыборной обстановке и результатах предварительных опросов ведущему «Коммерсантъ FM» Марату Кашину рассказала корреспондент ИД «Коммерсантъ» Галина Дудина.
— Каков расклад сил за пару дней до выборов, есть ли какая-то интрига?
— Расклад сил ни за пару дней до выборов, ни за последние несколько месяцев не поменялся: канцлером по-прежнему должна оставаться Ангела Меркель, которая, я напомню, пойдет уже аж на четвертый срок — в Германии количество сроков, которые может занимать канцлер, не ограничено Конституцией, но интересно, что в принципе интрига сохраняется — вопрос, конечно, в том, с какой партией Ангеле Меркель и «Христианско-демократическому союзу» придется заключать коалиционный договор. Тут два основных варианта: либо социал-демократы, как в нынешнем правительстве, — но надо понимать, что перед выборами их кандидат Мартин Шульц старался максимально показать, насколько он отличается от Меркель, — либо традиционный партнер христианских демократов «Свободная демократическая партия» — эту либеральную партию поддерживают многие бизнесмены. Любопытно также, что многие избиратели этой партии как представители бизнес-сообщества, возможно, хотели бы потепления отношений с Россией и облегчения санкционного режима.
— Известно, что в России немало русскоязычных избирателей, как активно они будут принимать участие в выборах, какие у них предпочтения?
— Русскоязычное меньшинство — действительно одно из крупнейших меньшинств в Германии. Однако на самом деле точно сказать, какие именно у них предпочтения, очень сложно, потому что до сих пор они считались хорошо интегрированной группой населения, поэтому и социологи, и политологи, и политики не обращали на них особенного внимания. Можно сказать, что в стране их от 2 до 3,5 млн, традиционно они голосовали скорее за ХДС — в том числе потому, что еще канцлер Гельмут Коль позволил многим немцам, проживавшим в странах бывшего Советского Союза, вернуться на историческую родину в Германию. Ну и, конечно, многие из них придерживались довольно консервативных взглядов, и эти взгляды отвечали политической программе ХДС. Но сейчас на фоне общего ажиотажа в отношении России и русских хакеров многие задаются вопросом, не поддержат ли русскоязычные избиратели «Альтернативу для Германии» — это правопопулистская партия, которая выступает с довольно спорных позиций. Недавно был скандал, широко обсуждавшийся в Германии, но почти неизвестный в России, когда эта партия заявила, что нужно отдать должное воевавшим ранее немецким солдатам. Конечно, немцы, для которых память о Второй мировой войне довольно болезненна, задаются вопросом — нужна ли им партия, которая лавирует на грани с ультраправыми взглядами.
— Тем не менее, по предварительным опросам «Альтернатива для Германии» сейчас на третьем месте с 11% голосов?
— Да, и на самом деле для меня это одна из интриг предстоящих выборов — сколько процентов получит эта партия. Многие мои берлинские собеседники вспоминали, что во Франции, например, раньше считалось неприличным говорить, что ты поддерживаешь «Национальный фронт», а в Германии не комильфо говорить о том, что ты разделяешь взгляды «Альтернативы». Тут возникает вопрос, насколько честно отвечали участники предвыборных опросов, не скрывали ли они перед социологами, что на самом деле готовы поддержать «Альтернативу для Германии», и не окажется ли в день выборов так, что оппозиция получит гораздо больше, чем 11%. Увидим в воскресенье.