Забег «Кентавров»
Итоги кинофестиваля «Послание к человеку»
«Послание к человеку» — «глубокий, вдумчивый, интеллигентный, интересный фестиваль», как с полным на то основанием назвал его на закрытии президент фестиваля Алексей Учитель — завершился в Санкт-Петербурге показом фильма Сергея Лозницы «Кроткая». Фильма игрового, но отражающего основные фестивальные концепты вполне убедительно, считает Станислав Ф. Ростоцкий.
Чемпионом по количеству наград Международного конкурса стал голландский «Чужак в раю» Гвидо Хендрикса, получивший одновременно главный приз студенческого жюри, жюри российской прессы и приз ФИПРЕССИ. Лучшим дебютом оказался «Туман» Али Войчу из Румынии, лучшим анимационным фильмом — «Злая девочка» Аис Карталь (Франция-Турция), в коротком метре документальным фаворитом стали «Звуки зимы» Тициана Бучи (Бельгия-Швейцария), а игровым — «После вулкана» француза Лео Фавье. Спецприз жюри «за мужество кинематографистов» получили авторы «Одного дня в Алеппо» Али Алибрахима.
А Гран-при «Золотой Кентавр» за лучший фильм фестиваля достался «Гармонии» Лидии Шейниной, выпускнице Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. История непростой жизни (а то и выживания) в постсоветском пространстве одержала единодушную (по признанию председателя жюри Международного конкурса Арутюна Хачатряна) победу над многими гораздо более засвеченными и даже модными (насколько в принципе может быть моден неигровой фильм) хитами международных фестивалей вроде «Современного человека» Евы Малвад или «Шелковая кожа» Дени Коте.
«Кентавр» за лучший экспериментальный фильм в программе In Silico получила тринадцатиминутный и в высшей степени экспериментальный коллаж Мишеля Клефхорна «Все твои телефонные номера утонули» о приключениях трех фэшн-моделей в столице Нигерии Лагосе (кстати, именно оттуда по удивительному совпадению в Санкт-Петербург прибыл почетный гость фестиваля актер Эрик Робертс, представивший на «Послании к человеку» «Поезд-беглец» Андрея Кончаловского с собственным участием и получивший из рук министра культуры «Кентавра» за выдающееся актерское мастерство.
Лучшим же фильмом конкурса национального стало «Освобождение. Инструкция по применению» Александра Кузнецова — результат длившихся без малого шесть лет наблюдений режиссера за историей жизни двух девушек, попавших на пожизненное проживание в психовневрологический интернат. Фильм не оставляет никаких сомнений в своей абсолютной «здешности», однако имеет совсем не российских дистрибьютеров и в фестивальном каталоге обозначен как французский.
А всего из пятнадцати участников национального конкурса в этом году всего девять не были результатом копродукции и не имели в качестве производителя страну в диапазоне от Аргентины и Кубы до Бельгии и Израиля. Но все остальные лауреаты оказались как раз из этой стопроцентно-«национальной» девятки: приз жюри с формулировкой «за отражение бесконечной страсти к жизни» получила «Волшебная таблетка» Александра Зубовленко, а дипломов удостоились «Монолог» Отто Лакоба, «Насквозь» Ольги Привольновой и «Бабочки» Дмитрия Кубасова. Интересно, что все без исключения призеры, также как и обладательница «Золотого Кентавра» Шейнина, являются выпускниками или учениками школы Разбежкиной и Угарова.