Разработчики почувствовали господдержку
На российском рынке возобновился рост продаж софта
Продажи российских разработчиков программного обеспечения (ПО) на внутреннем рынке в 2016 году восстановились, а в 2017-м вырастут на 14–25%. Число корпоративных клиентов сокращается за счет отзыва лицензий у банков и оптимизации бизнеса крупных холдингов, но отечественные компании рассчитывают на существенный рост госконтрактов. При этом конечной целью почти всех разработчиков все же остается экспортный рынок.
Зарубежные доходы российских разработчиков ПО растут с 2014 года на 11–13%, говорится в исследовании «Руссофта». Но по итогам 2016 года основной прирост доходов отрасли стали обеспечивать продажи на внутреннем рынке, которые еще годом ранее резко сокращались. В прошлом году отечественные софтверные компании заработали в России не менее $4,4 млрд (рост на 21%). В этом году ожидается рост на 14–25%.
Это реалистичный прогноз, причем для операционных систем (ОС) и базового ПО он даже выше, считает гендиректор «Базальт СПО» Алексей Смирнов. Для участников рынка, замещающих импортные решения в нишах, где доминируют иностранные компании, рост может составить и 50%, надеется гендиректор «Атак Киллер» Рустэм Хайретдинов. На ожиданиях роста продаж софтверных компаний сказываются поддержка отечественного ПО при госзакупках и налоговые льготы для разработчиков ПО, считает Алексей Смирнов.
По его словам, результаты демонстрируют, что темпы роста продаж на зарубежном рынке практически не меняются, тогда как на отечественном рынке произошла коррекция после падения в 2015 году. Также заметно, что по мере роста компании она переориентируется с внутренних продаж на международный рынок, указывает господин Смирнов. Работа на экспорт является целью подавляющего большинства разработчиков, говорится в исследовании: только 10–15% российских компаний, разрабатывающих софт для корпоративного рынка, не присутствуют и не планируют присутствовать в дальнем зарубежье.
Число заказчиков на российском рынке корпоративного ПО сокращается: отбираются лицензии у банков, оптимизируются холдинги, а у оставшихся уменьшаются бюджеты, признает господин Хайретдинов. Но от работы с российским рынком никто не отказывается, уверен он, ведь некоторые сегменты ПО растут взрывными темпами. Компании и госструктуры переносят обслуживание клиентов в интернет, поэтому, в частности, растет веб-разработка, указывает он.
Российский рынок ПО составляет до 2% от мирового, отмечает исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Евгения Василенко. Для наращивания зарубежных продаж желательно иметь оборот $10–20 млн, отмечает «Руссофт». Необходимо обеспечить спрос на российский продукт на внутреннем рынке, чтобы компания могла обкатывать продукцию на конкретных заказчиках и накапливать финансовые ресурсы и опыт для выхода на международные рынки, полагает Евгения Василенко.
Политика импортозамещения также начинает сказываться на экспорте российского ПО, отмечает господин Смирнов. Курс на импортозамещение становится более жестким, обосновывать массовые закупки иностранного ПО стало сложнее, поясняет Рустэм Хайретдинов. В результате, по его словам, российские производители операционных систем, СУБД, систем документооборота, ERP-систем, решений для медицины, нефтяной отрасли и банков получат существенное увеличение количества контрактов из-за политики государства. Но те, кто уже заменил иностранных конкурентов рыночными методами — производители ПО в области безопасности, учетных и бухгалтерских систем,— никакой выгоды в импортозамещении не чувствуют, заключает он.
Пока импортозамещение в сфере IT не показало заметных результатов. Как сообщал ранее “Ъ”, среди 50 самых прибыльных IT-компаний в России иностранный бизнес по итогам 2016 года нарастил свою долю до 50,5% в общей выручке и 60,9% в чистой прибыли, по данным TAdviser. При этом доля отечественного софта в Федеральных государственных информационных системах составила лишь 2,9%.