Водителей оденут как пешеходов
ПДД вводят требования к одежде автомобилистов
В России впервые могут быть введены обязательные требования к форме одежды автомобилистов. Об этом говорят новые правила дорожного движения (ПДД), проект которых подготовлен Госавтоинспекцией. При вынужденной остановке или после аварии, выходя из машины, водители обязаны будут надевать куртку или жилет со светоотражающими элементами.
Проект новой редакции ПДД, подготовленной в ГИБДД России, опубликован на regulation.gov.ru. Там, в частности, речь идет о требованиях к водителям, которые вынуждены остановиться из-за поломки автомобиля или аварии. Если это случилось за городом в темное время суток или в условиях ограниченной видимости, водитель обязан надеть куртку, жилет или жилет-накидку со световозвращающими материалами. До сих пор подобного требования не существовало.
В Госавтоинспекции приводят в пример зарубежный опыт. Требование иметь при себе жилет действует в Италии, Испании, Австрии, Португалии и ряде других стран. «Это правило распространяется в некоторых странах и на пассажиров автомобилей и мотоциклистов, например в Бельгии, Люксембурге, Хорватии»,— отметили в ведомстве. В ГИБДД приводят статистику, согласно которой за шесть месяцев 2017 года в России произошло почти на 5% больше аварий, во время которых автомобиль наехал на водителя, вышедшего из машины, стоящей на обочине в темное время суток за городом, чем за аналогичный период прошлого года.
Напомним, в 2014 году по инициативе ГИБДД в правила была введена обязанность для пешеходов носить одежду со светоотражающими элементами при движении по обочине за городом в темное время суток. В Госавтоинспекции утверждают, что мера сработала: за шесть месяцев 2017 года в России произошло на 10,2% меньше наездов на пешеходов (всего более 7,5 тыс. случаев), чем годом ранее.
«Попав даже в незначительное ДТП, водитель выходит посмотреть, что случилось с автомобилем. Этому действию всегда должен предшествовать важный навык: сделать все необходимое, чтобы сделать свой автомобиль и себя заметным для других участников движения»,— говорит президент общественной организации «Движение без опасности» Наталья Агре. «Использование световых элементов в разы увеличивает идентификацию объекта в темное время суток и снижает риск ДТП»,— добавляет юрист, эксперт по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева.
Госпожа Соловьева считает нужным «ввести административную ответственность за неисполнение новой обязанности». Действующий КоАП содержит штрафы за нарушения различных правил, которые водитель обязан соблюдать в связи с аварией (1 тыс. руб.) и за нарушение правил остановки и стоянки автомобиля (от 500 руб.), но неизвестно, будут ли они применяться в случае с жилетами: в ГИБДД этот вопрос пока не разъяснили. В Австрии за отсутствие жилета действует штраф €14, в Бельгии — €50, Испании — €91, в Италии — €34–138. В Португалии применяется штраф €60–300, если жилета нет в автомобиле, и €120–600 — если водитель, выйдя из машины на обочину, не надел его.