Равноправие по билетам
Иркутские депутаты обсудили расширение своих льгот на транспорт
Аппарат Законодательного собрания (ЗС) Иркутской области разработал положение о порядке и условиях возмещения депутатам стоимости проезда на транспорте, которое в том числе содержит норму авансирования покупки билетов. По мнению разработчиков, ее отсутствие ставит под угрозу работу сессий ЗС, потому что у кого-то из депутатов может не оказаться денег на билет, и кворум будет сорван. Также предложено уравнять всех народных избранников в правах, разрешив всем перемещаться вагонами СВ, а не только депутатам, работающим в ЗС на постоянной основе. Окончательное решение по объему льгот примут сами депутаты на сессии.
Вчера на заседании комитета ЗС по законодательству о госстроительстве области и МСУ рассматривался проект положения о порядке и условиях возмещения депутатам заксобрания стоимости проезда на воздушном, железнодорожном, водном и междугородном автомобильном транспорте. Документ разработал аппарат ЗС. Им, в частности, предлагается установить механизм авансирования покупки билета: в случае, если у депутата не окажется денег на приобретение билета на выездное заседание или в Иркутск на сессию, то он может получить их в ЗС, купить билет и по итогам поездки сдать его в аппарат. Сейчас депутаты за свой счет покупают билеты, и потом расходы на них им возмещаются. «Вдруг на билет на выездное заседание, которое будет проходить, к примеру, в Братске, у депутата неожиданно не окажется средств. И чтобы мероприятие не сорвать, было предложено разработать механизм авансирования покупки билета»,— пояснила представитель правового управления ЗС.«На предвыборные кампании миллионы тратят, а на билет денег не найдут?» — удивился глава фракции «Гражданская платформа» Владимир Матиенко. А председатель контрольно-счетной палаты Иркутской области Ирина Морохоева нашла в проекте постановления много неточностей. Например, в документе не указано, что депутат должен билет покупать только в кассе, а не в интернете,— чтобы было что предъявить в аппарат. Кроме того, госпожа Морохоева сообщила, что в положении не конкретизированы и сроки предоставления документов. «Много шероховатостей»,— подытожила она.
Настоящее оживление вызвало предложение специалистов правового управления ЗС разрешить народным избранникам сдавать на получение компенсации не только билеты в вагонах купе, но и СВ. В настоящее время такой привилегией пользуются только депутаты, работающие в ЗС на постоянной основе. Норма закреплена указом губернатора Иркутской области. «В чем смысл?» — спросил господин Матиенко. «Дискриминацию устранить»,— усмехнулся уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин. И оказался прав. Юристы правового управления пояснили, что требуется уравнять всех депутатов в правах. «Деньги лишние появились в бюджете?» — уточнил господин Матиенко. «У депутатов должны быть равные гарантии», — повторяли юристы. Тогда председатель комитета по МСУ Борис Алексеев («Единая Россия») пояснил, что предложение возникло с подачи КСП, после ее проверки, и дал слово госпоже Морохоевой. «Приравнивание депутатов, безусловно, повлечет дополнительные расходы областного бюджета. Должно быть финансово-экономическое обоснование, хоть и условное»,— сказала она. «Я, будучи депутатом на постоянной основе, даже и не знал, что имею право ездить в СВ-вагоне»,— признался Владимир Матиенко. А дальше выяснилось, что ни один депутат за последние два с половиной года этой льготой не воспользовался. «Мы скромные вообще-то, хотя указ губернатора нам разрешает»,— вставил господин Алексеев.
В ходе обсуждения стало известно также, что летать бизнес-классом может только спикер ЗС, остальным депутатам предусмотрен только экономкласс. «Я просто шокирован этим проектом. В стране кризис, людям не хватает денег. И вдруг ЗС Иркутской области собирается принять решение о том, что депутаты могут ездить СВ-вагонами. Раньше не ездили, а теперь вот почему-то надо. Я даже не представляю, в чьей голове могла родиться такая идея», — возмутился Владимир Матиенко. Однако позже выяснилось, что в проекте положения этой нормы и нет, она прозвучала в качестве предложения. Тогда господин Матиенко предложил депутатам, работающим на постоянной основе, от льготы отказаться и таким образом сравняться в правах с коллегами.
В итоге проект документа было решено вынести на сессию для рассмотрения в первом чтении, а ко второму — доработать механизм авансирования покупки билета.