Французские правые не отдали контроль над парламентом
Сторонники Эмманюэля Макрона не смогли получить дополнительные места в Сенате
Во Франции подвели итоги очередных выборов в Сенат. Из 348 сенаторов сменился 171. В итоге президентская коалиция «Вперед, республика!» (LREM) не смогла одержать такую нужную для президента Эмманюэля Макрона победу. Это может осложнить и притормозить обещанные президентом реформы, считает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Битва трех дворцов — Люксембургского, где расположен Сенат, Бурбонского с Национальным собранием и президентского Елисейского — закончилась не в пользу господина Макрона. Результаты LREM плачевны: из 171 места, разыгрывавшегося в воскресенье, «Вперед, республика!» получила 20 мест, а ее противники правые «Республиканцы» — не менее 148. В итоге сторонники президента потеряли одно место в Сенате: их теперь стало 28. А вот «Республиканцы» увеличили число мандатов на 17: теперь у них 159 сенаторских кресел. Лучше, чем ожидалось, выступили «Социалисты» — правда, речь здесь идет скорее о минимизации потерь: из 86 мест они потеряли только 5. «Национальный фронт» сохранил два голоса. Увеличить свое влияние (а это было бы для лидера партии Марин Ле Пен важным утешительным призом после череды неудач) не получилось.
По итогам голосования 24 сентября президент лишился главного инструмента своих обещанных политических реформ — поддержки парламента.
Взяв под контроль нижнюю палату, Национальное собрание, Эмманюэль Макрон не смог провести в Сенат (верхнюю палату) столько своих сторонников, чтобы при общем голосовании его проекты реформ могли быть наверняка одобрены законодательной властью. Для конституционного большинства необходима поддержка 60% парламентариев, и ясно, что о таком раскладе нечего теперь и мечтать.
Комментируя результаты выборов, нынешний глава верхней палаты республиканец Жерар Ларше — долгожитель парламента, избранный в пятый раз,— сказал, что это напомнит о стабилизирующей роли Сената в череде перемен, которые едва не опрокинули сложившийся баланс политических сил.
Напомним, выборы в Сенат были сложной, практически невыполнимой задачей для президента Макрона. Верхняя палата парламента избирается не прямым голосованием: к избирательным урнам приходят так называемые большие выборщики — депутаты региональных и муниципальных советов, мэры городов. Их избирали на волне правого подъема, и «Республиканцы» там в большинстве.
Неудивительно, что теперь сторонники президента говорят, что не так важно большинство арифметическое, как «большинство идейное» — тонкая разница, которая показывает, что консенсус может быть достигнут только по совсем уж очевидным вопросам, которые немногое изменят в жизни Франции. В рядах сторонников главы государства звучит и другое оправдание: мол, «настоящие» выборы в Сенат для LREM пройдут в 2020 году, не раньше. А там и новая президентская гонка не за горами.
«Это зеркало прошлых муниципальных выборов, голосование не отражают новый расклад политических сил»,— заявили представители партии Эмманюэля Макрона. Кажется, собственное отражение в зеркале их не устраивает.
Какие реформы предлагает Эмманюэль Макрон
В июле лидеры Франции — президент Эмманюэль Макрон и премьер-министр Эдуар Филипп синхронно выступили перед парламентариями с программными речами, рассказав, какой они намерены сделать страну. Президент и премьер поделили роли: Эмманюэль Макрон рассуждал о прошлом, настоящем и будущем республики в ценностных категориях, оставив Эдуару Филиппу обнародование конкретных шагов — от повышения стоимости пачки сигарет до €10 до налоговой и судебной реформ.