"Желание стать банком для клиентов заставило нас измениться"

тактика

В середине 2015 года в "Российский капитал" пришла новая команда, а вместе с ней поменялась и бизнес-модель. Ставка сделана на активную работу с корпоративными клиентами, а в розничном сегменте — на рост портфеля ипотечных кредитов. Об итогах первых шагов реализации новой стратегии и о планах развития банка в будущем рассказал заместитель председателя правления банка "Российский капитал" Владимир Воейков.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

— Будет сильным преувеличением сказать, что, когда новая команда приняла банк, пришлось работать фактически по антикризисной программе?

— Думаю, что если будет, то несильным. Два года назад банк занимался привлечением вкладов физических лиц, был собран достаточно большой объем депозитов, а активных операций практически не было. С корпоративными клиентами работа не велась. Сейчас "Российский капитал" стал полноценной финансовой организацией. Привлечены 25 тыс. корпоративных клиентов. Рыночный корпоративный кредитно-гарантийный портфель за два года вырос более чем в семь с половиной раз, до 139 млрд руб. Этот портфель очень хорошо диверсифицирован. Мы сосредоточились на сегменте малого и среднего бизнеса, и на топ-20 клиентов приходится не более 35% кредитного портфеля.

Трансформация в банке произошла за счет того, что мы полностью изменили свой подход к бизнесу. "Российский капитал" стал клиентоориентированным банком. Мы внимательно изучили своих клиентов, знаем и понимаем их потребности и готовы предложить как готовые решения, так и индивидуальный подход к структурированию сделок и обслуживанию в банке.

— Что вы сами считаете главным достижением банка?

— Мы перестали "проедать" себя. Причем сделали это за довольно короткий промежуток времени. Это то, ради чего любая компания существует,— работать с прибылью.

За счет чего? Мы запустили "фабрику продуктов". Стали развивать новые технологии (то, что называется модным термином "диджитализация"). При этом стремились к гибкому взаимодействию и диалогу с клиентами. Это позволило предоставить больше комфорта и удобств, необходимых нашим клиентам. Независимые исследования удовлетворенности клиентов говорят о том, что 86% из них довольны нашим сервисом.

Уже сейчас мы приближаемся к топ-10 банков по выдаче ипотечных кредитов, и наша стратегическая задача — войти в топ-3 по выдаче ипотеки.

— Но как удается развивать бизнес в условиях очень жесткой конкуренции?

— Сегодня мы уже по факту являемся банком, который ничем не уступает по продуктам и бизнес-процессам ведущим высокотехнологичным банкам. Мы идем по digital-пути, более 90% операций у нас проводится онлайн. Сегодня это потребность наших клиентов — получать услуги дистанционно. Поэтому мы большое внимание уделяем созданию удобных и понятных сервисов в интернет- и мобильном банке, помогаем упрощать процессы составления бухгалтерской и налоговой отчетности.

— Ключевое направление новой стратегии банка — увеличение портфеля ипотечных кредитов. Как вы планируете завоевывать этот и так высококонкурентный рынок?

— Мы банк с государственным участием и должны выполнять государственные задачи. Поэтому расцениваем развитие ипотечного кредитования как работу в национальных интересах по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем. По сути, ипотека — это локомотивный продукт, на который цепляются все остальные продукты для частных клиентов. Если еще год назад банк на ипотечном рынке представлен не был, то сейчас мы смогли сделать и качественную продуктовую линейку, и сформировали инфраструктуру продаж. Я уже говорил, что мы ставим перед собой задачу войти в тройку лидеров ипотечного рынка. Что касается конкурентных преимуществ, то, как ни крути, один из основных факторов, по которому клиент делает свой выбор в пользу банка,— это ставка. С этого года мы продаем ипотеку по стандартам и ставкам Агентства ипотечного жилищного кредитования. Как я говорил, мы движемся по digital-пути и ориентируемся в своем развитии на удобство клиента. Поэтому и дальнейшее развитие ипотечного кредитования мы связываем опять же с онлайн-сервисами.

Что уже сейчас нами реализовано? Например, если вы нашли квартиру и хотите ее купить — мы сегодня же дадим вам ответ. А также проверим застройщика, соберем необходимые справки из БТИ. Если вы хотите найти квартиру — мы поможем и проконсультируем в нашем центре ипотечного кредитования или через сайт банка.

Расскажите о планах по дальнейшему развитию банка.

— "Российский капитал" и дальше будет развиваться как универсальный банк. При этом наши приоритеты — ипотека и финансирование жилищного строительства и ЖКХ.

Наконец, в планах до конца 2017 года внедрение новых сервисов и услуг, таких как "Военная ипотека", и совместных и специальных программ с застройщиками, расширение продукта "Рефинансирование".

— Планируете региональную экспансию?

— Да, мы планируем открыть филиал в Казани. Но за счет дистанционного обслуживания мы будем работать везде. Как через наши региональные подразделения, так и через наших партнеров. — Что, на ваш взгляд, стало наиболее весомым фактором удачной трансформации банка?

— Высокопрофессиональная команда. Речь не только о головном офисе, но и о сети в целом. Эта команда внедрила лучшие рыночные практики. И я очень хочу поблагодарить наших клиентов, вместе с которыми мы тестировали новые продукты и технологии, получали необходимую обратную связь. Их доверие и конструктивное сотрудничество дало возможность в короткие сроки стать банком для клиентов, что и было нашей важнейшей задачей.

Беседовала Кира Васильева

Вся лента