«Тенденция может привести к распаду еврозоны»
Олег Богданов — о влиянии ситуации в Германии на инвесторов
Приход в немецкое правительство праворадикалов обеспокоил инвесторов. Курс евро в понедельник снижался на новостях о том, что партия «Альтернатива для Германии» попадает в Бундестаг — это стало неожиданностью и для ФРГ, и для мирового финансового рынка в целом. Экономический обозреватель «Коммерсантъ FM» Олег Богданов рассуждает о том, что сейчас больше всего беспокоит инвесторов.
Инвесторов беспокоят, как всегда, тренды. И краткосрочные, и долгосрочные инвесторы после выборов в Германии серьезно обеспокоены тем трендом, который складывается в еврозоне. И тренд это не очень благоприятный. Ранее были определенные волнения и сомнения в связи с выборами во Франции, где была вероятность прихода Марин Ле Пен, которая потом растворилась. А Германия всегда была неким таким консолидирующим элементом еврозоны, форпостом стабильности. Но после вчерашних выборов появились сомнения.
Инвесторы, которые крупными управляют фондами, любят чертить длинные тренды, десятилетние. И нетрудно догадаться, что тот тренд, который они нарисовали после выборов, приводит к тому, что в итоге и в Германии начнут центробежные стремления набирать обороты, и эта тенденция может привести, собственно говоря, к распаду еврозоны.
Всегда очень много было негативных высказываний, что Германия платит за все, за все проблемы еврозоны. Хотя на самом деле с момента введения евро в виде единой европейской валюты больше всех преимуществ получила Германия, потому что тем самым была девальвирована немецкая марка, немецкие товары стали дешевле, они получили конкурентное преимущество внутри Европы и за пределами Европейского союза. Поэтому Германия наиболее динамично развивается последние 17 лет, именно она — главный бенефициар введения евро и создания еврозоны в Европейском союзе. Отсюда, кстати, и победа Меркель — благоприятная экономическая конъюнктура, Германия набирает вес, набирает обороты.
Но ситуация меняется, прежде всего — из-за миграционных проблем. Меркель, конечно, в своем выступлении в понедельник пообещала, что они будут контролировать этот процесс и не дадут ему перерасти в негативные формы. Но дело в том, что то количество мигрантов, которое уже есть, и процессы демографические, которые внутри различных сообществ наблюдаются, сами собой приведут через 10-15 лет к тому, что проблема коренного населения с приезжим будет очень остро стоять в Германии, и тем более во Франции. Инвесторы просто понимают: раз риск распада, дезинтеграции еврозоны растет в связи с такими результатами немецких выборов, значит, надо немного сокращать долю евро, долю европейских активов, потому что это чревато в долгосрочной перспективе определенными негативными последствиями.
Последствия очень простые — это распад еврозоны, консолидация различных стран в своих активах — то, что было, собственно говоря, во время распада Советского Союза. Только здесь может это происходить в гораздо более жестких формах. Мы еще не знаем, в каких. Трудно, конечно, фантазировать на эту тему, но вывод инвесторы делают, решение принимают — курс евро явно нестабилен. Конечно, пока с точки зрения начала года евро все еще выше по отношению к американской валюте, но вот эти глобальные тенденции нужно учитывать. И я думаю, такие знаковые события, как немецкие выборы, причем с такими результатами, дают основания как раз совершить переоценку.