«Теперь в Германии можно проголосовать за ультраправых и при этом не считаться нацистом»
Зарубежные СМИ — об итогах парламентских выборов в Германии
25 сентября в Германии состоялись выборы в Бундестаг. Победу одержал консервативный блок Ангелы Меркель ХДС/ХСС, набрав 33% голосов избирателей. Второе место досталось Социально-демократической партии (20,5%), что, однако, стало ее худшим результатом за все время участия в выборах. 12,6% голосов избирателей получила ультраправая «Альтернатива для Германии» (АfD). Как отреагировали зарубежные издания на итоги парламентских выборов в Германии — в подборке “Ъ”.
Le Monde (Париж, Франция)
Союз ХДС/ХСС сдал позиции, социал-демократы в нокауте, ультраправые на подъеме, а Германия оказалась в зоне турбулентности — вот итоги воскресных парламентских выборов. Очевидно, возглавлять новое правительство будет Ангела Меркель. Но при этом никто не может сказать сегодня, в коалиции с какой именно партией она будет править.
Очевидно и то, что ультраправая «Альтернатива для Германии» (АfD) ни в каких переговорах о создании коалиции с ХДС участвовать не будет, но ее успех отпечатается в умах каждого. Ее проход в Бундестаг можно рассматривать с двух точек зрения, которые никак не противоречат друг другу.
С одной стороны, то, что национал-популистская партия в очередной раз привлекла многих избирателей, не может не беспокоить. С другой — успех «Альтернативы» показывает, что Германия наконец стала нормальной. Как и в любой другой европейской стране, теперь в Германии можно проголосовать за ультраправых и при этом не считаться нацистом.
The Washington Post (Вашингтон, США)
Выборы в Германии 2017 года вписываются в три более значительных тренда. Вот Меркель, которая, убедив немцев дать ей еще четыре года, подтвердила, что именно ее предпочитают видеть лидером центристских сил. Вот «Альтернатива для Германии», которая вошла в список других крайне правых партий, которые завоевывают места в парламент по всей Европе… И вот социал-демократы, которые потерпели унизительное поражение, ставшее еще одним признаком того, перед традиционными левыми в Европе встают серьезные проблемы. Датские социал-демократы потеряли власть, уступив правоцентристской коалиции во главе с партией «Венстре» в 2015 году. В Австрии социал-демократов ожидают рекордные потери на предстоящих выборах, а французские социалисты остаются в глубоком кризисе после поражения в прошлом году. Закат европейских социал-демократов, по мнению экспертов, тесно связан с ростом популярности ультраправых.
The Pittsburgh Post-Gazette (Питтсбург, США)
Госпоже Меркель придется начать мучительный процесс по формированию правящей коалиции. Она может попробовать реконструировать коалицию с СДПГ. Она может попробовать сформировать правительство со свободными демократами, зелеными или другими небольшими партиями. И хотя она признает обоснованность волнений правой AfD по поводу последствий иммиграции, ХДС/ХСС категорически отвергает участие в правительстве AfD, которая впервые прошла в федеральный парламент.
По мере того как госпожа Меркель будет проводить всю эту работу, США надо держаться невозмутимо. Миру в целом повезло, что госпожа Меркель была переизбрана на роль лидера в ряду других свободных демократических стран. Ведь Великобритания больше не может занимать позицию, претендующую на лидерство в Европе, поскольку она сейчас пытается выйти из самого ЕС. Некоторые наблюдатели уже описывают Терезу Мэй как ходячий (политический.— “Ъ”) труп. Новый президент Франции Эмманюэль Макрон все еще учится управлять Францией, не говоря уже о Европе в ее нынешнем состоянии. Экономика Италии развивается лучше, чем от нее ожидали, но в ее банка все еще много коррупции и потенциального банкротства, которое может взорваться в любой момент. Испания борется со своей самой богатой провинцией Каталонией, которая пробирается к независимости.
Политическая ситуация в США обязывает лидеров страны сосредоточиться на ее внутренних вопросах — здравоохранении, налоговой реформе, воскрешении инфраструктуры, расовых трениях, (политическому.— “Ъ”) размежеванию в Вашингтоне — уже это делает весьма сложным лидерство в этой стране.
Frankfurter Neue Presse (Франкфурт-на-Майне, Германия)
Победитель выборов, несомненно, «Альтернатива для Германии». Однако результат АfD после опросов последних недель не вызывает удивления. Нашему либеральному обществу придется терпеть тот факт, что впервые с основания ФРГ партия с явной правоэкстремистской направленностью получает фракцию в Бундестаге…
Вчерашние выборы, которые являются не чем иным, как реальной картиной настроений в стране, дают также и большие шансы. Мы не свалились в популистскую дыру, как США, управление может осуществляться без врагов демократии (что также уже не настолько само собой разумеется в Европе), а СДПГ в оппозиции дает шанс, что в Бундестаге снова будут бороться за правильные решения.
Демократия выжила в схватке. А сама схватка в годы большой коалиции пропала. Решения принимались за кулисами. Теперь этому пришел конец. С будущими тремя блоками в Бундестаге — коалицией, у которой будет лишь немногим больше 50%, красно-красным блоком с примерно третью голосов и АfD — парламентская зрелость должна еще проявиться.
Süddeutsche Zeitung (Мюнхен, Германия)
Несмотря на то, что важно принимать во внимание, объяснять и оценивать успех АfD, результаты правой партии тем не менее не самое важное на этих выборах – тем более что этот успех наметился уже в последние несколько недель. Намного больше, чем четыре пятых немцев, не проголосовали за АfD; очень многие из этого подавляющего большинства считают присутствие этой партии в Бундестаге позором. Никто из других партий не станет сотрудничать с правыми радикалами; это тоже моральный вопрос. Кроме того, большинство избирателей АfD голосовали не за партию, потому что они согласны с ее программой или с враждующими между собой лидерами, а потому, что АfD — черно-бело-красная проекция их настроений против Меркель и истеблишмента.
Die Zeit (Гамбург, Германия)
Да-да, никогда больше. Это было когда-то западногерманским лозунгом, обещанием. Все, чем стала ФРГ, основано на фундаменте «никогда больше». Никогда больше не должно быть войны, никогда больше Аушвица, никогда больше фашизма… Вот и все. С миллионами голосов за националистически ориентированную Германию, а также за то, чтобы можно было упразднить демократические принципы, речь с сегодняшнего дня идет о никогда больше «никогда больше»…
Если страна готова вытащить в парламент правых экстремистов из-за 890 тыс. беженцев, то что же будет, когда действительно начнет угрожать кризис?
The Daily Telegraph (Лондон, Великобритании)
Только Бисмарк и Гельмут Коль занимали пост германского канцлера так же долго, как и Ангела Меркель. Оба ассоциируются с созданием новых государств, в случае с Бисмарком — объединением германских государств. В случае с Колем — объединением Запада с Востоком после падения берлинской стены. Госпожа Меркель возглавляла Германию в наименее турбулентный период истории ее страны… Соединенное Королевство надеется, что теперь, когда выборы позади, госпожа Меркель обратит свое внимание на «Брексит» и поможет организовать взаимовыгодное соглашение, которое, и это должны видеть политические лидеры ЕС (даже если этого не видят брюссельские бюрократы) — в их интересах. Без Соединенного Королевства сила Германии внутри ЕС будет велика как никогда, и это не нравится многим другим государствам-членам. Госпожа Меркель может использовать это для создания супергосударства, чего хочет комиссия, или помочь создать куда более децентрализованную конфедерацию государств, такую, которая пыталась, но не смогла создать Британия. Бисмарк и Коль были централистами. А куда повернет госпожа Меркель?
Financial Times (Лондон, Великобритания)
Возвращение в рейхстаг правых экстремистов — естественно, самая шокирующая новость германских выборов. Но, с другой стороны, 12,6% голосов, полученных AfD, не превышает допустимый предел погрешности последних опросов общественного мнения.
AfD отправит в Бундестаг почти 100 депутатов, треть из которых, как полагают, придерживаются крайне правых взглядов. Они гораздо более опасны, чем «Национальный фронт» во Франции, и Партия независимости Соединенного Королевства (UKIP) по сравнению с ними просто милый британский кузен.
Шокирует и масштаб падения социал-демократов (СДПГ). Они расплачиваются за то, что слишком долго заигрывали с Ангелой Меркель. СДПГ допустила крупнейшую ошибку, какую только может допустить политическая партия: она сделала себя ненужной.
Но самым большим потрясением выборов стала ошеломляющая слабость ХДС госпожи Меркель и ее баварского собрата ХСС. Их доля голосов упала с 41,5% в 2013 году до 33% на этих выборах. И именно это, более чем что-то другое, будет определять ближайшее будущее и германской, и европейской политики.