К российским выборам не допускают Совет Европы
В ответ на призыв допустить Алексея Навального
Временная комиссия Совета федерации (CФ) по защите суверенитета РФ намерена обратиться в Минюст, МИД, Академию наук с просьбой оценить призыв Комитета министров Совета Европы (КМСЕ) «допустить на президентские выборы Алексея Навального», а в правоохранительные органы — по поводу заявлений о непризнании выборов в Крыму и Севастополе. Сенаторы установили наличие признаков вмешательства во внутренние дела России в ходе избирательной кампании 2017 года: финансирование оппозиции и НКО—иностранных агентов. Через некоммерческие зарубежные организации — Фонд содействия развитию демократии, Национальный демократический институт, Институт современной России, «Открытую Россию» — эти НКО получили 7,1 млрд руб.
Координатор рабочей группы комиссии СФ по защите госсуверенитета Игорь Чернышенко заявил, что в 2017 году избирательная кампания в РФ финансировалась «напрямую правительством США или через некоммерческие фонды», в частности «Открытая Россия» финансировала штабы оппозиционных кандидатов. Всего на избирательную кампанию 2017 года, по его данным, было выделено 7,1 млрд руб. (на думскую кампанию 2016 года — 4,2 млрд). Сенатор отметил при этом, что иностранные СМИ — «Голос Америки», радио «Свобода» — пытались «привлечь учащуюся молодежь в антиправительственную деятельность», дестабилизировать ситуацию в стране. Также сенатор обратил внимание на непризнание результатов выборов в Крыму и Севастополе «рядом политических деятелей, представителями Европейского союза и Украины». «Публичное непризнание результатов выборов, призывы к саботированию решений власти» член комиссии Ольга Ковитиди расценивает как «грубое вмешательство в вопросы госсуверенитета РФ» и просит «инициировать доследственную проверку этих действий».
Замглавы МИДа Сергей Рябков считает, что финансировали кампанию оппозиции «иностранные НКО, которые лишь на бумаге независимы, а на самом деле зависят от США», в частности Фонд содействия развитию демократии, Национальный демократический институт, Институт современной России, «Открытая Россия». Он не исключил, что «часть выделенных на кампанию средств предназначалась на дестабилизацию ситуации в стране», напомнив о «негативном медийном фоне, с которым с трудом удалось справиться». Господин Рябков отметил повышенное внимание США к регионам, к молодежи, студентам, которым выделяются гранты. «Попытки дестабилизации ситуации в стране к выборам президента только усилятся»,— предупредил он.
Член ЦИК РФ Николай Левичев заверил членов комиссии, что «выборы 10 сентября показали, что избирательная система жива, здорова, развивается и к выборам президента подойдет в порядке». Главное, по его мнению, доверие избирателей. «Если избиркомы всех уровней будут работать открыто, честно, то у наших недоброжелателей будет меньше причин для пропаганды»,— считает он. Глава комиссии СФ по защите госсуверенитета Андрей Климов предложил «внести изменения в российское законодательство с целью полностью оградить электоральный суверенитет от любых попыток вмешательства извне». «Но это не значит, что изменится прозрачность наших выборов или не будем выполнять все обязательства, связанные с международным наблюдением за их ходом»,— заверил он.
Члены комиссии обсудили также содержащийся в решении КМСЕ (“Ъ” писал о нем 25 сентября) призыв «допустить на президентские выборы Алексея Навального», который тоже был расценен как вмешательство во внутренние дела РФ. Этот вопрос был внесен в повестку уже на заседании комиссии сенатором Олегом Морозовым, который назвал это решение СЕ «политическим давлением на политическую систему России». Господин Рябков выразил озабоченность «происходящим в КМСЕ и дискриминационным подходом к деятельности РФ в ПАСЕ». Эксперт комиссии СФ Алексей Автономов отметил, что КМСЕ принял свое решение еще до того, как Верховный суд РФ отправил на пересмотр дело «Кировлеса» в кировский суд: тот повторил свой приговор, который пока не оспаривался в ЕСПЧ. В итоге члены комиссии решили направить в «соответствующие ведомства, в том числе Минюст, МИД и РАН» запросы с просьбой «дать правовую и научную оценку» решению действиям Комитета министров СЕ с точки зрения вмешательства во внутренние дела РФ. Также решено направить запрос в правоохранительные органы с просьбой проверить факты, о которых заявляла госпожа Ковитиди.