«Коллапс уже случился»
Исполнительный директор АТОР в эфире «Ъ FM» — о прекращении «ВИМ-Авиа» чартерных перевозок
Ростуризм создал оперативный штаб по возвращению пассажиров «ВИМ-Авиа». В первую очередь, планируется оценить численность клиентов авиакомпании, которые сейчас находятся за рубежом. Как заявил в эфире «Коммерсантъ FM» глава ведомства Олег Сафонов, по предварительным данным, речь идет о 40 тыс. туристов. Ранее в Ассоциации туроператоров России заявили, что всего пострадать могут до 100 тыс. человек, и это грозит коллапсом на туристическом и авиационном рынках. Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе прокомментировала ситуацию ведущей Маргарите Полянской.
— В Ростуризме подчеркнули, что коллапса не будет, в этом абсолютно уверен глава ведомства Олег Сафонов. По его словам, ситуация находится под контролем. Я так понимаю, вы считаете иначе. Почему?
— Хотелось бы понять, под чьим контролем ситуация. Коллапс, на мой взгляд, уже случился. Наше обращение в правительство связано с тем, что если сейчас не принять никаких мер в контексте чартерных рейсов, подчеркну, именно чартерных рейсов, то ситуация будет иметь явно тенденцию к ухудшению, потому что чудес на свете не бывает. Эти рейсы оплачены в полном объеме, речь идет о десятках миллионов долларов, которые должны были бы быть на счету у авиакомпании, это депозиты, которые туроператоры заплатили «ВИМ-Авиа». Теперь перевозчик говорит, что не может выполнить рейс, потому что у него нет денег. Вопрос в том, куда они делись.
— Какие конкретно меры нужно принимать, чтобы коллапса не произошло? Каких мер вы ждете от правительства?
— На самом деле, у туроператоров уже был ряд предложений. В частности, они готовы были взять на себя расходы аэропортов на некоторых зарубежных направлениях, например, в Анталье, потому что перевозчик задолжал воздушным гаваням тоже. Но, к сожалению, эти предложения никто не смог послушать, потому что представителей туроператоров попросили удалиться с совещания Росавиации, которое прошло 25 сентября. Банк-кредитор по реструктуризации долга готов был подключиться к решению проблемы, возникшей сейчас, в частности, с чартерными перевозчиками. Но эти предложения тоже не нашли поддержки. Поэтому мы и обратились в правительство с тем, что нужны меры какого-то более серьезного уровня.
— Какой-то ответ вы получили?
— Пока нет, но, думаю, он последует в ближайшее время, потому что количество людей, которые вовремя не вылетели из-за границы, нарастает в геометрической прогрессии. А эти пассажиры — такие же наши граждане, как и пассажиры регулярных рейсов.
Проблему с регулярными рейсами как-то разруливает Росавиация. Почему пассажиры чартерных рейсов оказались в столь плачевном, худшем положении, не очень понятно.
— Что сейчас делать туристам, которые застряли за рубежом, и непонятно, когда вылетят домой? Сколько времени может занять их возврат?
— На данный момент большая часть туристов размещена в отеле за счет туроператоров, которые в режиме жесточайшего аврала пытаются решить вопросы с ближайшими вылетами. Пока я не могу сказать, в каком контексте, в каком направлении будет решаться эта проблема. Но ясно, что она должна решиться, потому что, повторюсь, количество невыполненных рейсов увеличивается в геометрической прогрессии. Только в Анталье несколько тысяч человек сейчас вынужденно продлили свой отдых за счет туроператорских компаний, потому что пока их невозможно вывезти.
— Каковы последние цифры о россиянах, застрявших за рубежом? Ростуризм говорит, что за границей сейчас находится около 40 тыс. человек, «Турпомощь» приводит цифру в 43 тыс. пассажиров, Росавиация, в свою очередь, сообщает о 2 тыс. россиян.
— У нас нет таких данных. Но известно, что совокупное количество пассажиров чартерных рейсов, не вылетевших из России и находящихся за границей, составляет 98 тыс. человек, и, по нашим данным, около 27 тыс. из них в данный момент находятся за границей.
— Следствие сообщает, что компания «ВИМ-Авиа» продолжала продавать билеты, при этом у нее не было средств на закупку топлива, но таким образом ей удалось собрать более 1 млн руб. Это, конечно, довольно скромная сумма с учетом того, что, по последним данным, «ВИМ-Авиа» должна была по обязательствам до конца года перевезти около 200 тыс. пассажиров. Ваше мнение, откуда взялась такая скромная сумма?
— Это абсолютно смешно, потому что стоимость только одного чартерного рейса составляет несколько миллионов рублей, в таких же пределах оценивается стоимость обслуживания одного борта. Поэтому, думаю, что что-то не досчитало следствие. Долг авиакомпании только перед Домодедово составляет больше 1 млрд руб. О каком ущербе в размере 1 млн руб. мы можем говорить?
Что касается того, почему «ВИМ-Авиа» продолжала работать в такой ситуации, — это вопрос к регуляторам. О том, что у нее есть проблемы, было известно в начале сезона, и мы об этом говорили.
— Возвращаясь все-таки к этим суммам, во сколько может быть оценен ущерб?
— Не видя документов, я не берусь оценивать. Но абсолютно точно, что это в разы превышает 1 млн руб. Это не вызывает сомнений.