Сделано нами
Российские дизайнеры проектируют Nissan, Volvo и беспилотные грузовики
В Московском политехническом университете в очередной раз прошел показ лучших дипломных проектов кафедры дизайна Degree Show. Поскольку Политех появился в результате слияния двух вузов, основным из которых стал Московский автомеханический институт, студенты кафедры дизайна изучают проектирование автомобилей.
Degree Show стало частью программы «Университетских суббот», в рамках которых различные вузы знакомят со своей работой будущих абитуриентов. В Мосполитехе гостям прочитали лекции. Сначала Илья Лепешкин, начальник Центра проектной деятельности университета, познакомил школьников c историей автомобильного дизайна, затем Стив Маттин, главный дизайнер АВТОВАЗа, рассказал о трансформации бренда LADA с 2012 года, которая прошла под его руководством.
Одним из самых ярких представленных проектов стал LADA X-Stream. Его автор, Артур Хиндалонг, решил создать машину для гонок, которая сможет вернуть интерес молодежи к управлению автомобилем. Для этого он не только спроектировал автомобиль, но и продумал подробный план самих соревнований. X-Stream может управляться в полностью автоматическом режиме, проходить трассу с максимальной скоростью, но при этом безопасно. Впрочем, за использование автопилота водитель получает меньше очков, чем в том случае, когда ведет машину сам. Участник гонок может выбирать степень автоматизации, что позволяет соревноваться соперникам с разным уровнем квалификации. Наличием систем помощи водителю можно объяснить явно недостаточную обзорность. Зато какой эффектный внешний вид! Хиндалонг по-новому реализовал фирменный элемент LADA – X-образный элемент на боковине.
Для развлечений предназначен и Volkswagen E-Manx Владислава Мазолевского. Автор взял за образец довольно популярное багги Mayers Manx на шасси «Жука», выпущенное более полувека назад, и сделал проект современного автомобиля того же типа, этакий оммаж автору той разработки, Брюсу Майерсу. А вот Nissan Z Vision – электромобиль, воплощающий традиции спортивных Datsun и Nissan серии Z – сравнительно недорогих и быстрых машин. Ориентация на водителя подчеркнута асимметричной формой ветрового стекла и накладками на капот. Илья Захаров в качестве одного из образов, формирующих образ Z Visison, называет собаку породы акита, которая известна своей любовью к хозяину, в данном случае – к водителю. Из других оригинальных деталей стоит отметить отделенные от кузова вертикали задних фонарей и полностью покрытые резиной колеса.
Седельный тягач с электроприводом полностью автоматизирован и не нуждается в водителе. Проект Дениса Пилихина напоминал бы знаменитый МАЗ-2000 «Перестройка», но основная идея советского проекта была в присоединении кабины к прицепу, а здесь кабина не нужна совсем. Для перемещения без прицепа фронтальный обтекатель опускается и улучшает аэродинамику тягача. Купе Volvo спроектировал Георгий Саргсян, представив публике редкий на сегодня пример воплощения классических форм.
LADA 2050 – совместный проект Мосполитеха, петербургской акакдемии Штиглица и университета финского города Лахти. В этом году он так же был показан на первом московском Биеналле дизайна. Это полностью автоматизированное транспортное средство, передвигающееся благодаря магнитной левитации. Кроме того, у LADA 2050 предусмотрена возможность коммуникации с пешеходами: когда автомобиль останавливается, чтобы пропустить пешехода, на дороге появляется пешеходный переход и надпись «Я стою, идите!»
Modulbus – беспилотная машина для закрытых территорий, это проект Антона Лозовского. А электромобиль с возможностью беспилотного управления, созданный для марки Renault, – дипломный проект Анны Горбуновой, который она защитила в прошлом году. Теперь автор продолжает обучение на магистра и проходит практику в компании Porsche. Многие выпускники МАМИ сейчас работают в центрах стиля зарубежных компаний. И дизайн так называемых «иномарок» часто создан при участии молодых специалистов – выпускников российских профильных вузов.