По главной улице с оркестром: хитовая "Спасская башня"
3 сентября на Красной площади состоялся заключительный концерт десятого международного военно-музыкального фестиваля "Спасская башня". Это событие не могло остаться неуслышанным: десятки военных оркестров из разных стран продемонстрировали виртуозное владение инструментами, исполнив десятки знакомых всем хитов. Этот же фестиваль окончательно развеял миф о том, что военные оркестры могут играть только на официальных мероприятиях и только военные мотивы.
Фестиваль, проходивший на главной площади страны с 26 августа по 3 сентября, стал юбилейным: в десятый раз военные оркестры из России, Армении, Казахстана, Китая, Турции и стран Европейского союза подготовили обширную программу, подразумевающую не только исполнение композиций, но и полноценное шоу со всеми причитающимися атрибутами.
Организация фестиваля проходила в плановом режиме: накануне открытия оркестры провели генеральную репетицию своих выступлений, а инженеры — финальную проверку аппаратуры. Единственное опасение касалось лишь погодных условий, однако здесь повезло: наступавшая осень оказалась больше похожей на позднее лето, поэтому дискомфорта не испытывали ни участники "Спасской башни", ни зрители.
Концерт начался с перезвона часов на Спасской башне — ровно в восемь часов. На Красную площадь вывезли флаги всех стран--участниц фестиваля, причем сделали это в достаточно необычной манере: на мощных черных мотоциклах и под хиты в стиле рок, постепенно превращавшиеся в песню "Happy Birthday" в оригинальной аранжировке. Следом тему подхватил президентский оркестр, участники которого традиционно облачились в белоснежную форму, и рота специального караула президентского полка: маршируя под звуки электрогитары и скрипки, они подбадривали публику аплодисментами, хотя раскачивать трибуны едва ли было нужно — шумные овации не прекращались с начала и до самого конца фестиваля.
В нынешнем году участники сделали упор не только на исполнение интересных вариантов знакомых мелодий, но и на красочную хореографию. Помимо этого значительно возрос уровень технического оснащения — например, на барабаны некоторых исполнителей ставились камеры go pro, позволявшие почувствовать себя полноценным участником выступления. Военный оркестр Нижней Австрии выступил в стиле джаз, при этом музыканты выполнили массу построений. Барабанщицы из группы "Ереванские барабаны" порадовали публику необычными формациями, а китайские даосские монахи из Уданшаня в своем номере объединили сразу несколько направлений: они продемонстрировали традиционно высокий для себя уровень владения боевыми искусствами, но добавили в выступление шоу с золотыми веерами. Оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова сделал необычное попурри, сочетавшее в себе русские народные танцы и хастл под песню "I Feel Good". Кельтский оркестр волынок и барабанов развлек гостей бодрыми мелодиями. Параллельно участницы выступления демонстрировали шотландские танцы. После они исполнили марш, посвященный главному военному дирижеру и музыкальному руководителю "Спасской башни" Валерию Халилову, погибшему в авиакатастрофе военного Ту-154М над Черным морем в декабре 2016 года. Композицию написал создатель коллектива ирландец Дэвид Джонстон.
На площади появлялись оркестры из самых разных стран. Рота почетного караула и оркестр вооруженных сил Белоруссии исполнили музыкальную композицию по мотивам национальных песен. Их сменил сводный военный оркестр трех видов вооруженных сил Индии уже со своими традиционными мотивами. Завершил он свое выступление, впрочем, достаточно неожиданно — исполнив знаменитую русскую "Калинку". Эту же мелодию для своего номера взяли и барабанщики Top Secret Drum Corp. из Швейцарии. Вообще, исполнение знаменитых российских композиций стало особенностью этого фестиваля: музыканты оркестра Mehter вооруженных сил Турции исполнили "Катюшу", а оркестр корпуса карабинеров из Италии — "А я иду, шагаю по Москве...". Центральный военный оркестр Министерства обороны РФ сыграл попурри из известных мелодий — песни из "Бременских музыкантов" и "Приключений Буратино", "Чунга-Чанга", буквально заставив трибуны подпевать в такт мелодиям. Заканчивался вечер общим выходом всех участников "Спасской башни" на Красную площадь: заполнив ее, они вместе сыграли в огромном сводном оркестре, руководили которым по очереди дирижеры всех присутствовавших коллективов.
Шоу получилось зрелищным: со световым и видеосопровождением, а также салютом в ночном небе оно, без сомнения, запомнилось гостям фестиваля. Как запомнились и выступления представителей Кремлевской школы верховой езды и номера артистов Росгосцирка. Тем, кто не попал на Красную площадь, возможность ознакомиться с творчеством оркестров выпала в самых рядовых условиях: российские и зарубежные оркестры дают концерты в парках, скверах и на вокзалах Москвы.
Эксперты отмечают, что по своему масштабу "Спасская башня" не имеет себе равных и уступает только параду Победы 9 Мая. Однако в сложившейся ситуации масштаб далеко не главное. Фестиваль объединил те страны, чьи взаимоотношения нельзя назвать идеальными. Приезд стран--членов Евросоюза показал, что для музыки политических препятствий не существует. Даже если эту музыку исполняют военные оркестры.
"Спасская башня детям"
В дни проведения X международного военно-музыкального фестиваля "Спасская башня" в дневное и вечернее время работал детский городок. Организаторы подготовили обширную программу, множество развлекательных и образовательных мероприятий для юных гостей Красной площади. Проект "Спасская башня детям" — инициатива социальной ответственности фестиваля, впервые реализованная в 2013 году.
У стен Московского Кремля в тематических шатрах были организованы выставки, мастер-классы, конкурсы, эстафеты и игры. Дети и подростки посетили мастер-классы по сборке и разборке оружия, состязались на меткость в электронном тире, посетили уроки по первой медицинской помощи и вязанию альпинистских и морских узлов и многие другие активности. В музыкальном шатре были установлены настоящие электронные ударные установки, клавишные синтезаторы, кахоны. Маленькие посетители Красной площади могли свободно играть на этих музыкальных инструментах под руководством профессиональных педагогов и даже попробовать себя в современном битбоксе.
"Юнармия" установила в одном из павильонов несколько терминалов, где любой желающий мог проверить свои знания по истории Отечества и географии России. В общем пуле викторины было 200 вопросов. Одному игроку на выбор предлагалось ответить на десять вопросов в произвольном порядке. Всего было четыре возрастные группы. Среди вопросов, например, были такие: "С каким количеством стран граничит Россия?" "Кто из императоров России был современником Пушкина?". По итогам прохождения викторины система определяла уровень знаний и выставляла итоговую оценку в баллах. После чего участник викторины вводил свои данные в заготовленную форму и получал сертификат. Викторина пользовалась большой популярностью. Каждый день к терминалу подходили около 4 тыс. человек. Из них детей — 1,5 тыс. В следующем году "Юнармия" подготовит больше исторических терминалов и обещает несколько сюрпризов.