Студенты попадут в сети Минобрнауки
Ведомство запускает приоритетный проект по онлайн-образованию
У российских студентов уже в течение текущего учебного года может появиться возможность получить полноценный зачет в родном вузе, пройдя учебный курс на открывающемся в октябре интернет-портале Минобрнауки. Онлайн-курсы планируется уравнять в правах с академическими занятиями в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Об этом заявили вчера представители образовательного ведомства. К 2020 году около 6 млн российских студентов планируется так или иначе привлечь к онлайн-образованию.
В Минобрнауки пообещали к 2018 году снять административные барьеры, мешающие российским университетам засчитывать пройденные студентами учебные онлайн-курсы. Для этого ведомство реализует приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ». О подробностях чиновники рассказали в ходе международной конференции EdCrunch в Москве.
В октябре 2017 года Минобрнауки запустит портал онлайн-образования в России. Замминистра образования и науки Людмила Огородова рассчитывает, что до конца года здесь пройдут обучение 140 тыс. человек, а вузы фактически приравняют онлайн-курсы к академическим занятиям. «Мы двигаемся в этом направлении, но мы не начнем выдавать дипломы за то, что человек у компьютера просидел год,— заявила госпожа Огородова.— Мы хотим в рамках проекта создать систему, которая сделает онлайн-образование частью образовательной системы». При этом первая национальная образовательная онлайн-платформа «Открытое образование» уже запущена в сентябре 2015 года по инициативе восьми ведущих университетов. В рамках портала доступно 230 курсов, число зарегистрированных слушателей превышает 390 тыс. человек.
На реализацию приоритетного проекта, рассчитанного до 2021 года, планируется всего потратить 3,2 млрд руб. из бюджетных и внебюджетных источников. Летом 2017 года Минобрнауки провело конкурс, по итогам которого 17 вузов займутся реализацией «Современной цифровой образовательной среды в РФ». В десяти из них будут созданы региональные центры компетенции для подготовки преподавателей и студентов. Среди них МГУ имени Ломоносова; три госуниверситета — Томский, Тюменский, Тульский; четыре федеральных — Южный, Сибирский, Дальневосточный, Балтийский; а также Поволжский государственный технологический университет и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. В ведомстве рассчитывают, что к 2020 году квалификацию повысят более 10 тыс. преподавателей, а более 6 млн студентов и школьников станут слушателями 3,5 тыс. курсов, размещенных на портале.
Приоритетным для министерства пока остается высшее образование, на следующих этапах к его реализации планируется подключить и школьников. «Современные студенты свою образовательную траекторию видят иначе, чем просто освоение программы,— уверена Людмила Огородова.— Они хотят получить разные компетенции, это можно сделать с помощью технологии самообучения, которая позволяет из облака вычленить именно то содержание, которое соответствует запросам студента».
Сейчас вузы испытывают серьезные трудности с включением электронного образования в учебные программы, рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. Он привел в пример ответ ректора одного из провинциальных вузов о том, почему там не ставят студентам зачеты за онлайн-курсы других университетов: «Бухгалтер говорит, что придет Счетная палата и скажет: вам деньги давали на душу, чтобы вы полный стандарт реализовали, а ваш студент где-то выучился, отдайте этот кусок обратно в бюджет».
В Минобрнауки уже готова «нормативная документация, приказы и порядки, которые позволяют преподавателям вплетать в ткань образовательных программ онлайн-курсы», заверил замдиректора департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки Владимир Тимонин. По его словам, в ближайших планах министерства создание системы учета информации о результатах обучения и механизмов экспертной оценки качества курсов. «Безбумажная передача» результатов студента от одного вуза к другому станет возможна с запуском портала, уточнил чиновник, а «система оценки качества, с одной стороны, должна создать понятные правила игры на этом поле, а с другой — не стать ограничительной мерой для конкуренции участников». Модель оценки онлайн-курсов будет представлена на общественное обсуждение уже в октябре.
«Сегодня онлайн-курсы, конечно, уже пройденный этап, их рынок достиг насыщения»,— считает гендиректор Российской венчурной компании Александр Повалко. По его мнению, приоритетной является разработка более сложных систем, способных работать с большим объемом данных. Господин Повалко также выразил опасение, что переход на персонифицированное обучение в школе «развалит классно-урочную систему» и приведет к необходимости перепрофилировать «огромное количество людей».