Голоса в читальном зале
Директора библиотечной системы Сормова обвинили в фальсификации бюллетеней
В Нижнем Новгороде начался суд над председателем участковой избирательной комиссии Зинаидой Застело, возглавляющей муниципальное учреждение «Централизованная библиотечная система Сормовского района». Ее обвинили в фальсификации почти 1,2 тыс. бюллетеней накануне выборов 2016 года в заксобрание Нижегородской области и Госдуму РФ. Следствие считает, что подсудимая внесла отметки в бюллетени за определенных кандидатов и партии для дальнейших вбросов. Зинаида Застело отрицает вину, объясняя свои действия желанием погасить излишки бюллетеней для признания их недействительными. По мнению ее защиты, следствие неправильно квалифицирует произошедшее на участке и выводы о фальсификации неверны.
В Сормовском райсуде Нижнего Новгорода началось слушание уголовного дела в отношении председателя участковой избирательной комиссии (УИК) №2755 Зинаиды Застело. По ст.142 УК РФ ее обвинили в фальсификации избирательных бюллетеней за сутки до выборов депутатов заксобрания Нижегородской области и депутатов Госдумы РФ в сентябре 2016 года. По версии следствия, директор МУК «Централизованная библиотечная система Сормовского района» накануне голосования проставила в 1162 бюллетенях отметки в пользу различных кандидатов и политических партий. Часть этих бюллетеней сотрудники полиции обнаружили в «запасной» урне для голосования, которая хранилась в абонементной комнате библиотеки им. П. И. Мельникова-Печерского. Если суд признает Зинаиду Застело виновной, ей может грозить до четырех лет лишения свободы либо штраф в размере до 300 тыс. руб. в качестве максимального наказания.
По словам Зинаиды Застелло, она обнаружила лишние бюллетени среди выданных и решила погасить их, чтобы избежать неприятностей с ТИКом
Как выяснилось из свидетельских показаний, оглашенных в суде, утром 17 сентября Зинаида Застело вместе с заместителем председателя УИК Еленой Смирновой и секретарем Ангелиной Фадеевой забрали из администрации Сормовского района 10 тыс. бюллетеней в двух цветных клетчатых сумках и в сопровождении полицейского отвезли их в участок. На крыльце их ждал сотрудник Росгвардии Александр Жуков, сыгравший решающую роль в дальнейших событиях. Заведующая библиотекой Лариса Ладилова опаздывала, собравшиеся нервничали. Наконец, она приехала, открыла избирательный участок, и члены комиссии стали готовиться к предвыборному инструктажу и перекладывать отпечатанные бюллетени в сейф. В процессе в них обнаружились данные двух кандидатов, которые были сняты с выборов, и сотрудники УИК, вооружившись линейками и ручками, стали зачеркивать строчки с их фамилиями (зачеркнуть в бюллетенях выбывших предписала территориальная избирательная комиссия — „Ъ“). После обеда вычеркивание из бюллетеней не допущенных к выборам кандидатов продолжилось за закрытыми дверями в абонементной комнате библиотеки (как объяснили некоторые свидетели, в читальном зале члены УИК замерзли). В процессе корректировки документов в комнату постучали сотрудники полиции. После недолгих переговоров дверь им открыли, а директору библиотеки Ларисе Ладиловой стало плохо, ее попытались вывести через запасной выход на улицу подышать.
Свидетель Александр Жуков из Росгвардии рассказал несколько иную версию: оставшись в читальном зале один, пока женщины закрылись в абонементной комнате с бюллетенями, он заподозрил неладное и начал к ним стучаться. В это время с улицы постучал сотрудник полиции, обходивший избирательные участки. Правоохранители решили понаблюдать, что происходит за закрытыми стеклянными дверями с наклеенными предвыборными плакатами. Оторвав кусочек агитационного баннера, они увидели, как женщины ворочают урну, аналогичную той, что была установлена в зале для голосования. На требования открыть дверь им ответили отказом. Спустя некоторое время из комнаты вышла Елена Смирнова с бюллетенями, отнесла их в сейф и снова вернулась в комнату, заперев за собой дверь. Вспомнив про запасной выход, Александр Жуков обошел здание и остановил библиотекарей, выводивших подышать Ларису Ладилову. Прибывшая по вызову следственная группа, а затем председатель территориального избиркома Сергей Стекалов вместе с юристом обнаружили вторую урну с бюллетенями в ней и отдельные документы с отметками. «Я увидел разложенные бюллетени, в некоторых стояли галочки за кандидатов. Поговорить с Зинаидой Застело, как и с остальными членами УИК, мне не удалось. Все были на нервах, всем было плохо», — рассказал господин Стекалов.
Сама подсудимая вины не признала. По словам Зинаиды Застело, она обнаружила лишние бюллетени среди выданных и решила погасить их, чтобы избежать неприятностей с ТИКом (обычно лишние бюллетени гасят в день выборов, а не накануне — „Ъ“). Ее адвокат Сергей Лебедев настаивает, что следствие неверно квалифицировало действия подзащитной. По его словам, под фальсификацией понимаются действия, вводящие избирателя в заблуждение, а не процесс заполнения документов, и следствие таким образом «подменило понятия». Ожидается, что 5 октября суд вынесет приговор, но прежде изучит спорные бюллетени и допросит оставшихся свидетелей, в том числе сотрудников полиции.