Правительству влетело за «ВИМ-Авиа»
Президент раскритиковал работу министра транспорта и курирующего вице-премьера
Владимир Путин в связи с ситуацией с «ВИМ-Авиа» обрушился с жесткой критикой на чиновников правительства, отвечающих за транспортную отрасль, поставив под сомнение их компетентность. Президент объявил главе Минтранса Максиму Соколову о неполном служебном соответствии, а курирующему вице-премьеру Аркадию Дворковичу заявил, что тот не уделяет достаточного внимания транспортной отрасли. Господин Путин также поставил под сомнение эффективность критериев финансовой устойчивости авиакомпаний, разработанных Минтрансом еще в 2009 году. Как заявил глава Росавиации Александр Нерадько, совладелец «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев, вероятно, уже покинул Россию.
«Мы сейчас с председателем правительства обсуждали это, я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера (Аркадия Дворковича.— “Ъ”): вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Недостаточно. Может быть, вы перегружены слишком? Мы уже говорили об этом»,— заявил президент Владимир Путин на плановом совещании с членами правительства.
Главе Минтранса Максиму Соколову он объявил о неполном служебном соответствии. «И хочу министру сказать: я объявляю вам о неполном служебном соответствии. Если справитесь с этой ситуаций быстро и эффективно, тогда мы с Дмитрием Анатольевичем (Медведевым.— “Ъ”) подумаем, что делать с этим неполным служебным соответствием. Если не справитесь, то тоже подумаем»,— заявил Владимир Путин.
Чем грозит выговор члену правительства
Кому из высокопоставленных чиновников объявляли выговоры первые лица и как складывалась их дальнейшая судьба — в справке “Ъ”.
Сегодня же глава Росавиации Александр Нерадько, выступая в Госдуме, сообщил, что совладелец «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев перестал отвечать на телефонные звонки, не явился на совещание в ведомство и, вероятно, уже покинул Россию. Как уточнил «Интерфакс» со ссылкой на собственные источники, он, возможно, вылетел в Турцию из аэропорта Внуково и, предположительно, находится в Стамбуле. До этого, как утверждает глава Росавиации, господин Мурсекаев говорил, что готов продать компанию за рубль. По словам господина Нерадько, общий объем задолженности «ВИМ-Авиа» составляет около 7 млрд руб. и сейчас самолеты авиакомпании арестованы в аэропортах Антальи и Даламан в Турции, а также в аэропорту Льежа в Бельгии.
В понедельник Рашид Мурсекаев заявил, что у компании отсутствуют средства для продолжения операционной деятельности. Заявлению предшествовали массовые задержки вылетов рейсов из Домодедово из-за задолженности за топливо в размере 500 млн руб. Авиакомпания уже попросила Минтранс «рассмотреть возможность срочного предоставления ей госгарантий» в размере 800–840 млн руб. для оплаты топлива и организации вывоза пассажиров из-за рубежа собственными силами. В противном случае 16 тыс. пассажиров чартерных рейсов не смогут вернуться домой, из-за дефицита провозных емкостей других авиакомпаний.
По словам Владимира Путина, Максим Соколов сообщил ему о том, что «ВИМ-Авиа» полностью соответствовала всем критериям. Но «если вы выработали такие критерии, то чего они стоят?» — задался вопросом президент. Президент потребовал от главы Минтранса представить предложения по усилению регулирования сферы авиаперевозок и повышению ответственности авиакомпаний. Владимир Путин подчеркнул необходимость «наладить контроль за тем, как исполняются нормы, требования и соответствующие критерии», которые должны быть «действенными, понятными и прозрачными».
После остановки полетов авиационного альянса AiRUnion в 2008 году Минтранс разработал требования по оценке достаточности финансовых ресурсов, анализу рисков ухудшения финансового состояния перевозчика и потенциальных возможностях восстановления его платежеспособности. В 2009 году они были введены в Федеральные авиационные правила (ФАП).
За год до ухода с рынка «Трансаэро» — в ноябре 2014 года — Минтранс внес изменения в ФАП, по которым сократилась периодичность предоставления авиакомпаниями бухгалтерской отчетности в Росавиацию с года до трех месяцев. Тогда же Минтранс предложил заверять предоставляемую отчетность подписью генерального директора авиакомпании (до этого отчетность следовало заверять нотариально).
Несмотря на введенные критерии, тяжелое финансовое положение «Трансаэро», и задолженность в размере более 260 млрд руб. выяснились только после того, как авиакомпания сама обратилась в правительство за помощью. Росавиация провела внеплановую проверку перевозчика уже после того, как ее пассажиров начали развозить силами других авиакомпаний. При этом в приказе об аннулировании сертификата эксплуатанта «Трансаэро» указывалось, что основные финансово-экономические показатели деятельности перевозчика «ухудшались в течение длительного времени».
Почему владельцы «ВИМ-Авиа» готовы отдать бизнес под внешнее управление
Владельцы авиакомпании «ВИМ-Авиа» заявили о готовности отдать бизнес под внешнее управление из-за финансовых проблем. Росавиация обещает, что к вывозу пассажиров компании подключатся другие перевозчики, помощь «ВИМ-Авиа» могут оказать из резервного фонда агентства, но имеющихся там 50 млн руб. явно не хватит, а других источников средств пока нет. При этом СКР уже возбудил уголовное дело о мошенничестве в отношении менеджеров «ВИМ-Авиа».
Елизавета Кузнецова