Урал загружают в онлайн
В УрФО сегмент e-commerce растет быстрее общероссийских показателей
На Урале растет посещаемость интернет-магазинов. По данным «Яндекс.Маркета», за год она увеличилась на 9% при общероссийском росте в 4%. Участники рынка считают тенденцию закономерной в связи с тем, что онлайн-ритейл в регионе традиционно хорошо развит и представлен крупными компаниями. Впрочем, с приходом федеральных игроков конкурировать региональным компаниям все сложнее.
Средняя посещаемость интернет-магазинов в Уральском федеральном округе (УрФО) за последний год (с августа 2016 по август 2017 года) выросла на 9% относительно аналогичного периода прошлого года. Об этом рассказал руководитель направления аналитики «Яндекс.Маркета» Владислав Исмагилов на пресс-конференции в Челябинске. Наибольший рост (11%) отмечается в Екатеринбурге. В то же время в Тюмени посещаемость, напротив, сократилась на 16%. В среднем по России рост составил 4%. Динамику УрФО господин Исмагилов объясняет наличием в регионе сильных игроков в сегменте электронной коммерции. «Причины падения в Тюмени мы еще анализируем. Мы считаем, что это связано с меньшим количеством устройств на человека — аналитика учитывает каждое отдельное устройство»,— пояснил господин Исмагилов. По его словам, за год число покупателей интернет-магазинов в УрФО выросло на 17%. В округе насчитывается 2,7 млн покупателей. Это 45% населения старше 18 лет и 88% совершеннолетних интернет-пользователей региона. Доля онлайн-покупателей почти сравнялась со средней по России (89%) и составила 88%. Как и в прошлом году, отмечает господин Исмагилов, наибольший прирост посещаемости (55%) приносят мобильные устройства. Посещения с десктопных устройств почти не растут, а в ряде регионов и в целом по России — сокращаются.
Среди категорий товаров лидируют одежда и обувь. За последний год их покупали в интернете 52% онлайн-покупателей УрФО. Также в топе онлайн-продаж товары для детей (30%) и товары для дома и сада (34%). При этом города УрФО демонстрируют интересные особенности. Например, в Екатеринбурге самой популярной категорией онлайн-покупок стали билеты в кино, театр, музей, на концерт (46%), а в Челябинске в топе онлайн-покупок — товары для здоровья (43%). «Чаще всего товары до сих пор оплачивают наличными при получении (70%). Однако безналичная оплата увеличивается кратно и продолжит расти. В частности, предоплата банковской картой (53%) и оплата банковской картой в момент доставки (40%)»,— уточнил Владислав Исмагилов. Лидер по безналичной оплате — Тюмень. Здесь предоплатой банковской картой пользуются 63% пользователей, в момент получения наличными оплачивают товары 60%, банковской картой — 55%. «УрФО — один из основных драйверов рынка электронной коммерции. Мы прогнозируем рост рынка как за счет новых молодых пользователей, так и за счет увеличения частоты покупок существующими. Основной рост рынка будет проходить в небольших населенных пунктах»,— заключил эксперт.
«Действительно, наибольшую перспективу для роста интернет-торговли дают небольшие города с населением 100–500 тыс. человек. В таких городах меньше проникновение продаж»,— соглашается основатель и директор интернет-магазина бытовой техники е96.ru Борис Лепинских. По его словам, в магазине в январе — августе продажи выросли на 29% в денежном эквиваленте относительно аналогичного периода прошлого года. «Начиная с декабря 2016 года, рынок перестал повторять сезонность прошлых лет, это связано с изменением потребления в целом. Наметился положительный тренд по укреплению национальной валюты, и потребитель решил подождать возможного снижения цен. Де-факто цены в след за укреплением рубля не снизились, и где-то повысились. С июня рынок начал „оживать”»,— поясняет он причины роста. К тому же, по его словам, благосостояние граждан улучшилось, инфляция сократилась. При этом, по его словам, с развитием онлайн-торговли федеральные компании продолжают вытеснять региональные. «На Урале онлайн-торговля еще пять лет назад была развита заметно лучше, чем в других регионах. Вместе с Уралом выделялись Москва, Санкт-Петербург и юг России. Сейчас эти различия почти стерлись — федеральные компании очень активно ведут себя в интернете, московские онлайн-магазины превратились во всероссийские. При этом локальные компании становятся меньше и совсем умирают»,— поясняет он.
По данным сервиса доставки отправлений Boxberry, на сентябрь 2017 года в Екатеринбурге работают 2,4 тыс. интернет-магазинов. В конце 2016 года их было 2 тыс., в конце 2015 года — 1,5 тыс.