«Сомневаюсь, что речь идет об отставке правительства»
Константин Симонов — о претензиях президента к транспортному блоку
Владимир Путин резко раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича и министра транспорта Максима Соколова. Президент объявил о неполном служебном соответствии главы Минтранса в связи с ситуацией вокруг компании «ВИМ-Авиа», которая стоит стоит на грани прекращения авиаперевозок: финансирование заморожено, оборотные средства закончились, из-за чего был допущен ряд критических задержек в расписании. Ситуацию в беседе с ведущим «Коммерсантъ FM» Юрием Абросимовым прокомментировал политолог Константин Симонов.
— Президент, обращаясь к министру транспорта Соколову, сказал буквально следующее: если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, мы подумаем, что делать с неполным служебным соответствием, а если не справитесь, то тоже подумаем. Но как можно исправить быстро и эффективно ситуацию? Ее, во-первых, не отмотаешь назад, во-вторых, сам президент говорит, что проблема назрела и перезрела.
— Президент действительно сказал, что это не первая история. И мы прекрасно помним, что не было никаких серьезных последствий после гораздо более масштабных событий — вспомните банкротство «Трансаэро», например — был тогда серьезный повод задуматься, что у нас в отрасли происходит. Президент сделал акцент на том, что у нас частный бизнес не вполне справляется, а страдают пассажиры, но, с другой стороны, все это является отражением довольно серьезной монополизации этого сегмента, что даже на пользу не идет. И мы прекрасно понимаем, что сейчас уже фактически началась избирательная кампания, и президент Путин будет демонстрировать образ крутого руководителя, который всех будет пороть. Начальников, которые не думают о людях. Пороли губернаторов до этого активно, начиная с «Прямой линии», потом пошли отставки. Возможно, будут пороть министров, почему нет? Это, в принципе, вписывается достаточно неплохо в образ крутого президента, который за народ и не даст на бедах народа паразитировать.
— А для премьер-министра есть какая-нибудь угроза в сложившейся ситуации?
— Нет. Кстати, обратите внимание, что президент Путин говорит о том, что он с премьером вместе будет принимать решение. Поэтому я сильно сомневаюсь, что речь идет об отставке всего правительства. Хотя сам повод для такого разноса кажется довольно незначительным, на этом строится конспирологическая теория, что сейчас правительство выгонят. Хотя я думаю, что, если бы не было у нас избирательной кампании, и порки бы такой тоже не было. Но на самом деле отправить в отставку из-за «ВИМ-Авиа» довольно странно. Почему? Потому что в целом-то у нас идеология строится на том, что в экономике все не так и плохо. Низкая инфляция, чуть-чуть повысились темпы роста. Сейчас посидим, покумекаем, выработаем новую программу, и с ней президент за шесть лет экономику разгонит. А если вдруг выгоняете сейчас кабинет министров — фактически в разгар избирательной кампании, — то это означает, что все-таки вы считаете, что у вас в экономике все плохо. Но даже не это главное. Главное, очевидно, что вряд ли сейчас Владимир Путин назначит премьера на период до весны, а потом назначит нового премьера — это как-то будет странно. Получается, что он уже должен сейчас определиться с фигурой премьера на 2018 год. А вот в этом у меня есть огромные сомнения. Здесь не просто фигура какая-то должна быть абстрактно промежуточная, как Фрадков в свое время. Зачем тогда выгонять правительство, если опять такую же аморфную фигуру делать. А знаковой фигуры на место Медведева, которая бы четко символизировала курс Путина на следующий год, пока нет, потому что сам президент с этим курсом еще не определился.