The Rolling Stones сыграли на разогреве у политиков
Классики рока выступили в Барселоне
В рамках большого европейского турне «No Filter» в Барселоне выступила группа The Rolling Stones. Отправившись на стадион Estadi Olimpic, Борис Барабанов обнаружил, что для непокорной Каталонии сегодня нет музыки уместнее.
Когда читаешь о том, что в Барселону сейчас стянута чуть ли не вся испанская полиция, когда смотришь репортажи с митингов и шествий, посвященных грядущему референдуму об отделении Каталонии от Испании, невольно думаешь, что концерт группы-долгожителя должен быть либо отменен в целях безопасности, либо пройти в обстановке особых мер безопасности. Но это мысли человека, который физически находится в других, более суровых, чем Каталония, краях, человека, который привык просыпаться с мыслью: «Ну что сегодня еще запретили, что еще ограничили? Где еще разогнали митинг и эвакуировали торговый центр?» Как только приземляешься в аэропорту Барселоны и садишься в такси, сам воздух настраивает на гораздо более мирный лад. «Конечно, надо бы отделиться от Испании,— говорит тебе таксист.— Но, во-первых, все равно никто этого не допустит, а во-вторых, какой смысл менять одних коррупционеров на других?»
Вот и музыканты The Rolling Stones совсем, кажется, не переживали по поводу обстановки в городе, даже несмотря на то, что митинги здесь проходят каждый день. «Роллинги» прилетели в Барселону за два дня до концерта и отнюдь не прятались по гостиничным номерам. Самую активную светскую жизнь вел гитарист Ронни Вуд, 70-летний отец годовалых близнецов, недавно перенесший операцию по удалению раковой опухоли. Он устроил в Барселоне автограф-сессию и подписал несколько сотен экземпляров своих только что вышедших мемуаров «Ronnie Wood: Artist». А еще они с женой устроили себе в отеле вечер классической испанской гитары. Господин Вуд был в восторге от дуэта местных исполнительниц, одна из которых оказалась русской (ее зовут Екатерина Зайцева).
На концерте The Rolling Stones Ронни Вуд тоже был одним из главных действующих лиц. Здесь ключевое слово «действующий». Если основной гитарист группы, патриарх Кит Ричардс выступает скорее в роли памятника самому себе, берет основные аккорды и принимает картинные позы, так любимые фотографами, то Ронни Вуд фактически берет на себя все соло, среди которых встречаются весьма и весьма замысловатые.
«Midnight Rambler», дуэт Ронни Вуда и фронтмена Мика Джаггера, солировавшего на губной гармошке, стал переломным моментом концерта. Вся первая половина шоу представляла собой четкую последовательность хитов, сыгранных «как на пластинке», начиная с дьявольского хита «Sympathy for the Devil» и заканчивая диско-боевиком «Miss You» с умопомрачительной работой басиста Дэррила Джонса. В этой части нашлось место для пары песен с прошлогоднего альбома блюзовых стандартов «Blue And Lonesome» и для трогательного сольного выхода Кита Ричардса. Все это очень впечатляло, но все же не покидала мысль о том, что это, наверное, их последний тур и любому феномену когда-нибудь приходит конец. И даже Мик Джаггер, Владимир Зельдин рок-н-ролла, когда-нибудь сойдет со сцены.
Но «Midnight Rambler» изменила все. Атмосфера блюзового джем-сейшена полностью захватила многотысячную аудиторию. Мик Джаггер носился по сцене, не останавливаясь ни на секунду, Ронни Вуд и Кит Ричардс передвигались по подиуму, обняв друг друга за плечи, но не забывая в нужные моменты бить по струнам. Ритм безупречно держал Чарли Уоттс, человек с сильно впалыми щеками, которому сейчас больше лет, чем было Леониду Брежневу, когда он умер. Никто не удивился бы, если бы на крупных планах музыкантов морщины на их лицах стали разглаживаться и в конце концов они превратились бы в бойких юнцов с гитарами. Это было чудо победы над временем, и в туре «No Filter» оно повторяется каждый концертный вечер.
Под финал The Rolling Stones припасли новую версию своей песни «Gimme Shelter», в которой Мику Джаггеру на авансцене составила компанию бэк-вокалистка Саша Аллен. На экранах замелькали кадры с демонстраций. Не с барселонских, судя по языку транспарантов. Но каждый зритель понимал, о чем речь. Объемная аранжировка, тревожный вокал госпожи Аллен, бог сцены Джаггер, кадры бунтующих улиц и стихи о человеке, который ищет убежище в мире, полном насилия,— все это вместе заставило зрителей на стадионе почувствовать себя в буквальном смысле единым организмом перед лицом общей угрозы. В конце концов, как ни беззаботна каталонская столица, но чуть больше месяца назад и здесь, на Рамбле, случился теракт. Уложив все шоу между «Sympathy for the Devil» и «Gimme Shelter», Мик Джаггер и его коллеги дали четко понять, что эта беззаботная и очень сексуальная музыка звучит в мире, находящемся на грани катастрофы.