«Предприниматели вынуждены уходить в некоммерческие организации в расчете получить грант»
Интервью
Евгений Артюх, председатель попечительского совета Свердловского областного отделения «Опоры России»
— Как вы оцениваете развитие малого и среднего бизнеса?
— Последние пять лет в России сокращается число предприятий малого и среднего бизнеса. Порядка миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства прекратили свою деятельность в силу отмены единого социального налога и введения обязательных платежей. Начиная с 2012 года, появилась тенденция к росту некоммерческих организаций (НКО), задачи которых очень схожи с задачами малого бизнеса и которые получают президентские гранты. Сюда входят частное образование, уход за инвалидами, пожилыми людьми и другое. Кроме того, сами предприниматели вынуждены уходить из частных правовых форм в некоммерческие (такие как партнерство, ассоциации, союзы) в расчете получить грант. Таким образом, со стороны государства происходит целенаправленное финансирование того, что ему необходимо по текущей стратегии. В этом году по распоряжению президента объем бюджетных средств на грантовую поддержку некоммерческих организаций был увеличен с 4,3 до 7 млрд руб.
— Как сегодня решаются вопросы финансирования малого и среднего бизнеса?
— За последний год сложилась неблагоприятная ситуация по кредитованию малого и среднего бизнеса, ухудшился доступ к финансированию в банковских структурах. Большинство обращений в «Опору России» за последние девять месяцев связано с произвольным закрытием счетов в банках по обслуживанию предприятий МСБ. Бизнесмены жалуются, что банки не хотят с ними работать из-за отсутствия перспектив. Особенно если речь идет о новом предприятии или виде бизнеса. В результате, в основном возможность кредитования получают постоянные клиенты банков. Наряду с этим стали активно практиковаться нефинансовые меры поддержки в кредитовании. Например, выдача поручительств от различных фондов, но об этих мерах, к сожалению, знают далеко не все предприниматели.
— Какие варианты есть у предпринимателей в случае отказа в кредите в банке?
— Они идут по пути частного финансирования: берут деньги во всевозможных ломбардах или у частных инвесторов. Ставка по таким кредитам может составлять до 36% годовых. Для экономики это опасно тем, что предприниматели могут не справиться со своими обязательствами, в результате возникают гражданско-правовые и уголовные дела. Это макропроблема актуальна и для Екатеринбурга, и для области. Ситуация в области даже хуже, потому что там банковских учреждений еще меньше.
— Какая господдержка необходима малому и среднему бизнесу?
— Сегодня проблема существует не на уровне институциональных решений: есть банк, есть фонды поддержки, есть законодательство, существует субсидирование НКО. Дело в том, что заторможена деловая активность. На рынке отсутствует конкурентность в силу того, что на нем доминируют крупные игроки, которые забирают под себя все больше и больше сфер. И, к сожалению, сегодня нет какого-то универсального решения, в рамках которого можно принять закон для малого бизнеса для всестороннего улучшения ситуации.