«Интауголь» поддержат из бюджета
Пока инвестор на актив не нашелся
Премьер Дмитрий Медведев распорядился выделить простаивающей компании «Интауголь» до 1,3 млрд руб. финансовой помощи для возобновления добычи и работы в 2018–2019 годах. Будет рассматриваться и вопрос предоставления 50-процентной скидки на перевозку угля компании по железной дороге. Но за эти два года активу надо найти постоянного инвестора.
Как сообщила пресс-служба правительства Коми, премьер Дмитрий Медведев постановил выделить «Интауглю» финансовую помощь из резервного фонда правительства РФ в размере до 1,3 млрд руб., поступление средств ожидается до конца года. Деньги пойдут на стабилизацию работы шахты в 2018–2019 годах, в частности на погашение задолженности по зарплате и социальным обязательствам, на возобновление добычи. Также, говорится в сообщении, Дмитрий Медведев поручил Минтрансу и Минэнерго совместно с ОАО РЖД проработать вопрос о предоставлении «Интауглю» на ближайшие два года 50-процентную скидку на перевозку угля железнодорожным транспортом по всем направлениям со станции Инта-2. «Кроме того, на федеральном уровне будет рассмотрена возможность создания равнозначных условий для функционирования угольных электростанций в первой и второй ценовых зонах оптового рынка, что позволит сформировать стабильный источник покрытия условно-постоянных затрат угольной генерации в европейской части страны»,— указано в сообщении.
АО «Интауголь» было создано в 2016 году на базе банкрота АО «Шахта “Интауголь”», вовлеченного в коррупционный скандал вокруг бывшего главы Коми Вячеслава Гайзера. Единственный покупатель угля компании — Череповецкая ГРЭС, входящая в ОГК-2 «Газпром энергохолдинга» (ГЭХ). При этом в мае первый замгендиректора ГЭХ Павел Шацкий заявил, что холдинг рассматривает вариант закрытия угольных блоков на Череповецкой и Новочеркасской ГРЭС, «потому что сейчас все эти станции угольные находятся за гранью рентабельности» и ГЭХ субсидирует их. Ранее говорилось, что для безубыточной работы «Интауголь» должна реализовывать не менее 3,5 млн тонн угля в год, при этом последние годы компания добывает около 1 млн тонн.
Как сказал “Ъ” руководитель минпрома Коми Николай Герасимов, предложенные меры на федеральном уровне «позволят сохранить производство и тех, кто на нем трудится». По его словам, потенциал угледобычи в Приполярье хороший, запасы на месторождении позволяют разрабатывать его еще десятки лет. Вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Коми Владислав Рудой отметил “Ъ”, что двухлетний период господдержки должен послужить резервным временем для продолжения поиска постоянного инвестора. «Интинский уголь специфический по своей структуре, поэтому важно определиться с его постоянными стабильными покупателями на долгосрочную перспективу, а главное, с инвестором, который стратегически определит, что следует изменить в технологии производства, чтобы удерживать рынки сбыта»,— говорит он.
Сотрудники «Интаугля» в неофициальной беседе с “Ъ” сказали, что новость «радостная и долгожданная», поскольку до 10 октября шахтеры пребывают в простое. Решение об этом было принято руководством региона в августе, поскольку добыча на предприятии не велась с весны и нераспроданным на конец лета оставался находившийся на складах уголь в объеме свыше 170 тыс. тонн. «Мы очень рады, что руководство страны прислушалось к просьбам о помощи из нашей республики в лице главы и правительства Коми, а также в лице нас, горняков направляли в августе письмо президенту».
Мэр Инты Лариса Титовец добавила “Ъ”, что предстоящие два года, в течение которых «Интауголь» будет развиваться на федеральные средства, власти муниципалитета будут диверсифицировать экономику, чтобы открывать новые предприятия, трудоустраивать население и тем самым вдохнуть новую жизнь в округ. Еще одна долгожданная новость, по ее словам, заключается в том, что правительство Коми достигло договоренности о реализации интинского угля марки ДСШ (отсев) с ПАО ТГК-2 для Северодвинской ТЭЦ-1 и с ПАО ОГК-2 для Череповецкой ГРЭС. По данным минпрома Коми, на сегодня со склада предприятия уже отгружено около 75 тыс. тонн.