Руководство «ВИМ-Авиа» задержано в отсутствие собственников
А Минтранс договаривается о вывозе 30 тыс. пассажиров из-за границы
Сегодня сотрудники Следственного комитета России (СКР) задержали в качестве подозреваемых генерального директора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева и главного бухгалтера авиаперевозчика Екатерину Пантелееву. Им инкриминируется соучастие в мошенничестве, результатом которого стал крах компании. В течение дня следствие планирует предъявить задержанным обвинение и обратиться в суд с ходатайством об избрании им меры пресечения. Совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы, по данным следствия, уехали за границу. Минтранс тем временем заявил о договоренности с аэропортами и топливными компаниями РФ по обслуживанию рейсов «ВИМ-Авиа», из-за проблем которой свыше 30 тыс. туристов остаются за границей. Перевозка пассажиров будет осуществляться до 15 октября включительно, после чего «ВИМ-Авиа» полностью прекратит работу. По мнению экспертов, к перевозкам придется подключать иностранные компании из-за отсутствия свободных бортов в России.
Задержания
Гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главный бухгалтер компании Екатерина Пантелеева были доставлены на допрос в СКР сегодня утром. Для господина Кочнева это уже второй визит к следователям: накануне его допросили в качестве свидетеля. На этот раз он имел другой процессуальный статус — подозреваемого по делу об особо крупном мошенничестве со средствами пассажиров авиакомпании (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Завтра господину Кочневу и госпоже Пантелеевой будет предъявлено официальное обвинение, а затем следствие обратится в суд с ходатайством об избрании им меры пресечения. Сколько времени продлятся допросы подозреваемых, правоохранители пока сказать затрудняются.
Адвокат гендиректора компании «ВИМ-Авиа» в эфире “Ъ FM”
В любом случае, в настоящий момент обвинение не конкретизировано, и для Александра Кочнева оно выглядит несколько даже абсурдным и удивительным. Потому что, согласно его объяснениям, ситуация произошла из-за временных финансовых затруднений, из-за временного кассового разрыва, и при прочих равных она была достаточно штатной — просто не было получено своевременное финансирование в определенный отрезок времени.
Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы «поспешно покинули страну, по имеющейся у следствия информации, они находятся за границей, принимаются меры к установлению их местонахождения».
По словам источника «Интерфакса», супруги Светлана и Рашид Мурсекаевы могут быть объявлены в международный розыск, так как следствие собирается добиться их заочного ареста.
Перевозки
В ночь на четверг Минтранс сообщил о проведении заседания оперативного штаба по организации перевозок пассажиров «ВИМ-Авиа», в котором приняли участие представители Росавиации, авиакомпаний «Сибирь» и самой «ВИМ-Авиа». Дистанционно Минтранс договорился об обслуживании рейсов «ВИМ-Авиа» с российскими аэропортами и топливозаправочными компаниями. В частности, Домодедово выпустит пять самолетов авиакомпании, остановленных аэропортом за долги, во Внуково, откуда они направятся в Анталью, чтобы забрать около 2 тыс. пассажиров в Москву. Должны быть выполнены регулярные рейсы из Внуково в Благовещенск, Краснодар и Симферополь, а также из Анадыря в Москву, готовится к вылету регулярный рейс из Пулково в Пекин и обратно. Сегодня Red Wings должна выполнить чартерную перевозку пассажиров «ВИМ-Авиа» из Римини в Москву.
Минтранс заявил, что практически завершена разработка плана по перевозке пассажиров регулярных рейсов «ВИМ-Авиа». Перевозка будет осуществляться вплоть до 15 октября, а с 16 октября прекратится. «Пассажирам с датой выполнения регулярного рейса с 16 октября и далее рекомендуется для возврата денежных средств сдавать билеты по месту их приобретения»,— говорится в сообщении Министерства транспорта. Очередное заседание штаба должно было пройти сегодня в девять утра, но его итоги пока не оглашаются. Заседания оперативного штаба по организации перевозок пассажиров «ВИМ-Авиа» будут проходить до полного разрешения ситуации дважды в день.
Политолог Павел Святенков в эфире “Ъ FM”
Для начала — добиться возвращения российских граждан из-за границы, потому что это, судя по всему, основная проблема, которая вызвала раздражение со стороны главы государства. Понятно, что то, что сейчас происходит, — это полноценный кризис, министерство и курирующий данное министерство вице-премьер несут за это свою долю ответственности.
В Ростуризме ранее говорили, что на рейсы «ВИМ-Авиа» до конца октября продано 196,6 тыс. билетов, за рубежом находятся 38,9 тыс. туристов. В Ассоциации туроператоров России приводили схожую цифру: по ее данным, за рубежом находятся около 30 тыс. клиентов туроператоров, которые не могут вернуться с отдыха из-за проблем «ВИМ-Авиа».
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина заявила «Интерфаксу», что «стоимость вывоза туристов только четырех из восьми пострадавших туроператоров составит не менее 600 млн руб.». «Есть консолидаторы, готовые заплатить такие суммы. Но проблема с вывозом туристов "ВИМ-Авиа" не только финансовая, не менее острый вопрос — отсутствие в России свободных бортов. Найти их сейчас можно только на зарубежном рынке, в частности турецком»,— заявила госпожа Тюрина. По ее мнению, подключение иностранных перевозчиков станет реальным решением проблемы: «В России их столько не найти, а направлять за туристами самолеты "ВИМ-Авиа" не имеет смысла — они могут быть задержаны в Турции за долги, так что эти деньги вообще пропадут».
26 сентября Мосстройэкономбанк в лице конкурсного управляющего — Агентства по страхованию вкладов (АСВ) — подал в Арбитражный суд Татарстана, где с весны 2016 года зарегистрирована «ВИМ-Авиа», иск на сумму порядка 90 млн руб. о банкротстве авиакомпании. Однако сегодня, учитывая возникшую социальную напряженность, АСВ отозвало иск до определения позиции правительства. Как заявил замминистра Алексей Моисеев, в Минфине реструктуризация долгов авиакомпании пока не обсуждалась.
Кто виноват в коллапсе «ВИМ-Авиа»
Ситуация с авиакомпанией «ВИМ-Авиа», фактически прекратившей полеты из-за долгов, может привести к серьезным кадровым решениям среди руководителей авиаотрасли. Ряд источников “Ъ” не исключает, что жесткая критика Владимира Путина в адрес главы Минтранса Максима Соколова и курирующего отрасль вице-премьера Аркадия Дворковича «явно указывает на неизбежность предстоящих перестановок». Впрочем, собеседники “Ъ” не исключают, что «руководству Минтранса может не хватить силы воли пойти по самому радикальному пути», а ответственность за коллапс «ВИМ-Авиа» возложат не на первых лиц, а на чиновников среднего звена.
Александр Александров; отдел бизнеса