«Идет большая нагрузка на все российские авиакомпании»
Представитель туроператора в эфире «Ъ FM» — о ситуации с пассажирами «ВИМ-Авиа»
Представители Росавиации, аэропорта Внуково, топливозаправочных компаний, Ростуризма и российских туроператоров, чьи туристы должны были перевозиться авиакомпанией «ВИМ-Авиа», пришли к соглашению о том, как вернуть их домой. Совещание прошло в Минтрансе. Планируется, что до 15 октября в Россию вернутся абсолютно все туристы чартерных рейсов авиакомпании. С 16 октября «ВИМ-Авиа» полностью прекратит свои полеты. В приоритете — вывоз туристов из аэропорта Антальи, где тысячи клиентов авиакомпании уже несколько дней ждут своих рейсов. Ведущая «Коммерсантъ FM» Маргарита Полянская обсудила ситуацию с Евгенией Конколь, главой туроператорской компании Spectrum Travel, которая является консолидатором по всем чартерным рейсам «ВИМ-Авиа» на основных направлениях.
— Расскажите, пожалуйста, о ключевых параметрах этого плана по перевозке пассажиров.
— На сегодняшний день правительством выделены внебюджетные средства на решение всех проблем, связанных с вывозом из-за рубежа и отправкой из России пассажиров «ВИМ-Авиа» как на регулярных, так и на чартерных рейсах. Основная напряженность сейчас существует на турецком направлении. Все знают, что в этом году был небывалый рост потока в Турцию, и на данный момент, начиная с 25 сентября, когда прекратились рейсы «ВИМ-Авиа» в страну, в аэропортах скопилось несколько тысяч человек, и каждый день их количество увеличивается. На данный момент готовятся к вылету три рейса Boeing 777 с достаточно большой емкостью, которые должны вывезти свыше тысячи пассажиров. Это первый шаг.
— Хотелось бы уточнить по поводу тех клиентов «ВИМ-Авиа», которые только должны были вылететь из России. Теперь туроператоры смогут направлять россиян на отдых, но при этом будут обязаны гарантировать их возвращение в указанные сроки. Насколько реален такой механизм?
— Это решение было принято совместно с группой туроператоров. Существует механизм гарантирования: до 15 октября действуют контракты с «ВИМ-Авиа», которые были проплачены, поэтому в отношении этих дат вопросов нет. Если туристы будут находиться на отдыхе дольше, то туроператоры будут вывозить их за свой счет. Сейчас разрабатываются схемы, методика, технология, как это будет контролироваться.
— Какие рейсы будут компенсироваться из бюджета, какие — из внебюджетных средств? Кто их будет предоставлять? Как это разделение по обеспечению пойдет?
— Из бюджета, согласно нашему законодательству и Воздушному кодексу, могут компенсироваться только регулярные рейсы, а чартеры будут компенсироваться из внебюджетных средств. За расходованием этих средств следит Росавиация, и это зона ответственности ведомства.
— Уже известно, кто будет выделять внебюджетные средства?
— Росавиация.
— Как будет выглядеть ситуация с регулярными рейсами? Они будут выполняться в срок, или сейчас пока нельзя гарантировать отсутствие задержек?
— Конечно, все вовлеченные в эту ситуацию участники стараются максимально уложиться в срок. Но, конечно, возможны сбои, потому что есть следующая проблема — туристический сезон в 2017-м по сравнению с предыдущими годами очень затянулся, была очень большая глубина продаж, и практически у всех авиакомпаний не хватает емкостей.
— То есть у участников рынка действительно просто нет свободных бортов, чтобы вернуть туристов?
— Да, это реалии.
— Ранее в Ростуризме заявляли, что это не так, и свободные емкости есть.
— Нет, на сегодняшний день идет очень большая нагрузка на все российские авиакомпании. Было принято решение о том, что при необходимости можно будет прибегнуть к помощи иностранных компаний. Но у них тоже достаточно тяжело с загрузкой.
— Какого количества тогда бортов не хватает? Сколько самолетов сейчас нужно, чтобы решить проблемы всех туристов?
— Основная проблема заключается в том, чтобы решить проблему с вылетами, которые были запланированы до 1 октября. С 1 октября все более или менее в графике уже у нас расписано. Повторюсь, что основная проблема существует по турецкому направлению. Все остальные — Тенерифе, Римини, Греция, Кипр — более или менее уже расписаны, и там не такая высокая напряженность, потому что количество туристов очень небольшое. Проблема же Турции полностью снимется с 1 октября, по крайней мере, по прогнозам. Мы можем надеяться на это, но для этого нам нужно в ближайшие дни вывозить порядка 2,5 тыс. человек в сутки. Количество бортов сейчас трудно определить, потому что они бывают разных марок, разной компоновки и так далее.