Каталония готовится к выходному без Испании
Референдум 1 октября грозит перерасти в полномасштабный конфликт Мадрида и Барселоны
Испания переживает едва ли не самый острый политический кризис в современной истории. Власти Каталонии завершают подготовку референдума о независимости, запланированного на 1 октября. Предсказать результаты сложно: испанские социологи расходятся в прогнозах по поводу того, кто победит. Между тем собеседники “Ъ” в испанском правительстве утверждают: голосование вообще не состоится, а его организаторы попадут под суд. Остальные государства остаются в стороне от конфликта, считая его внутренним делом Испании. В их числе и Россия — как дал понять “Ъ” испанский посол в Москве Игнасио Ибаньес Рубио, Мадрид не поддерживает предположения ряда испанских СМИ о том, что представители РФ ведут кампанию в поддержку каталонских сепаратистов.
Под шум кастрюль
Приближающийся референдум заметен на всех улицах Барселоны: и в туристических кварталах, и на домах в отдаленных районах города с балконов и окон свисают желто-красные флаги Каталонии, а также плакаты с надписью «Демократия». «В целом все идет как обычно, люди ходят на работу, студенты — в университеты, проходят крупные международные мероприятия»,— говорит “Ъ” глава отдела по международному продвижению Барселоны в совете каталонской столицы Хавьер Майо Торрес. После чего, однако, признает: флагов на окнах и улицах гораздо больше, чем обычно: «Сразу понятно, что мы сейчас находимся в необычной политической ситуации».
Особенно очевидно это становится по вечерам — в 22:00 каталонцы все последние дни устраивают оригинальную акцию протеста. Сторонники независимости выходят на балконы и бьют железными предметами по кастрюлям. Шум, подавая сигналы, поддерживают водители автомобилей и мотоциклов. Люди, оказавшиеся в тот момент на улицах, хлопают в ладоши.
По мнению жителя Барселоны, профессора Технологического университета Каталонии Сальвадора Роуры, коренные каталонцы поддерживают независимость, а против выступают приезжие из других регионов и потомки внутренних мигрантов. «Они приехали сюда, так как решили, что здесь больше возможностей. И сейчас делают выбор исходя не из рациональных доводов, а из своих чувств,— говорит собеседник “Ъ”, поясняя: — В силу экономических причин отделение было бы выгодно Каталонии, так как ее вклад в ВВП Испании чрезвычайно высок. Нынешняя ситуация несправедлива. Испания берет наши средства, при этом нам обещают многое, но исполняют не более половины того, о чем шла речь».
Между тем дипломатические собеседники “Ъ” в Мадриде парируют: «Каталония получает из центра едва ли не самые крупные инвестиции среди всех регионов». «Например, это единственная автономия, где четыре крупнейших города соединены высокоскоростными железнодорожными линиями (подобное строительство всегда финансируется из общего бюджета Испании). Также в Каталонии — самая большая сеть высокоскоростных автомагистралей. Много бюджетных средств было потрачено и на модернизацию главного аэропорта Барселоны — El Prat»,— говорит один из источников “Ъ”, близких к правительству Испании. Он добавляет, что события в Каталонии вызывают серьезные опасения у представителей бизнеса. «По некоторым данным, с 2012 года оттуда ушло 2300 компаний. С 2016 года в день уходит два предприятия»,— говорит он, после чего приводит еще один аргумент: «По данным Минэкономики, в случае отделения Каталонии ее ВВП упадет на 25–30%».
С озабоченностью следят за развитием конфликта и живущие в Каталонии иностранцы. Основатель частного университета Harbour.Space (Барселона) Светлана Великанова в разговоре с “Ъ” отметила, что в каталонской столице к таковым можно причислить 20% населения. «Мы негативно относимся к идее независимости, не понимаем такого агрессивного желания отделиться. В странах, как правило, какие-то регионы богаче, а те, что победнее, существуют за счет дотаций. Это нормально»,— комментирует собеседница “Ъ” один из главных тезисов сепаратистов — о том, что Каталония кормит всю остальную Испанию.
Хавьер Майо Торрес успокаивает: местные власти «при любом развитии событий продолжат работать на благо города». «У Барселоны много активов, она привлекательна для международных компаний и инвестиций, и мы постараемся, чтобы и в дальнейшем все так и оставалось. Иностранные компании, у которых есть проекты в Барселоне, могут ничего не опасаться и спокойно продолжать свою деятельность»,— заявил собеседник “Ъ”. В заключение разговора он выразил уверенность в том, что Барселона останется «городом для людей с разными мнениями и возможностями», а «ситуация разрешится мирным путем».
Дипломатические собеседники “Ъ” в Мадриде также надеются, что ситуация нормализуется. «У нас достаточно сильное правовое государство для того, чтобы выдержать это. Не в первый раз идут атаки на нашу демократию. Была и попытка госпереворота (в 1981 году.— “Ъ”), и террористические атаки»,— напомнил один из источников “Ъ”.
Чуть менее автономное сообщество
Между тем пока все происходящее напоминает скорее предгрозовую ситуацию. В автономное сообщество стягиваются дополнительные силы — отряды Гражданской гвардии размещены на кораблях в портах Барселоны и Таррагоны. Сотрудники правоохранительных органов изымают агитационные материалы и избирательные бюллетени, ищут спрятанные урны для голосования, блокируют сайты с агитацией в поддержку независимости, вызывают на допросы каталонских политиков и активистов. А 20 сентября, когда Конституционный суд Испании запретил проведение плебисцита, были проведены самые массовые на этот момент задержания — под стражей оказались 12 человек, что спровоцировало новые многотысячные протесты.
«Испанское государство де-факто приостановило автономию Каталонии и ввело чрезвычайное положение»,— прокомментировал события 20 сентября глава регионального правительства Карлес Пучдемон. Посол Испании в РФ Игнасио Ибаньес Рубио в разговоре с журналистами парировал: «Полицейские выполняют распоряжения судебных властей, делают все возможное для предотвращения преступления. Ни в коем случае речь не идет о каких-то политических репрессиях».
Упомянутая господином Пучдемоном отмена автономии не исключена — конституция Испании предусматривает возможность временного введения прямого правления. Но сейчас, как отмечают собеседники “Ъ” в Мадриде, в этом нет необходимости. «Такой шаг был бы на руку тем в Каталонии, кто сейчас как раз кричит: “Нас хотят лишить полномочий!” Так что вопрос на повестке сейчас не стоит. Он стоит так: те, кто предпринимает противозаконные действия, должны ответить за них в суде»,— говорит один из диписточников “Ъ”. И добавляет: «В законодательстве только двух стран в мире записана возможность отделения части территории без согласования с другими регионами страны — это Эфиопия, а также Сент-Китс и Невис».
В Мадриде не скрывают, что Карлес Пучдемон может повторить судьбу своего предшественника на посту главы регионального правительства Артура Маса. В 2014 году он попытался организовать референдум, но центральное правительство с этим не согласилось. В итоге был проведен неофициальный опрос, а в марте этого года Артура Маса признали виновным в неподчинении Конституционному суду, оштрафовали на €36,5 тыс. и на два года лишили права занимать госдолжности.
В этот раз по сравнению с 2014 годом подготовка к голосованию была более серьезной. 6 сентября парламент Каталонии принял закон о референдуме, который создал правовую основу для его проведения, а на следующий день — закон, регулирующий процесс «развода». Депутат испанского парламента от партии «Левые республиканцы Каталонии» Тереза Жорда пояснила “Ъ”: «Самое главное положение принятых документов — объявление каталонцев нацией, а Каталонии в случае победы на референдуме — самостоятельным политическим субъектом». Вместе с тем еще 8 сентября Конституционный суд Испании приостановил действие этих двух законов. Дипломатические источники “Ъ” в Мадриде объяснили это так: «В Испании, согласно конституции, референдум возможен, но его организация находится в исключительной компетенции государства».
Сепаратизм без внешней помощи
Собеседники “Ъ” и в Мадриде, и в Барселоне сходятся во мнении, что события в Каталонии важны не только для Испании, но и для всей Европы. Вчера министр каталонского правительства по иностранным делам Рауль Ромева призвал Еврокомиссию и Европарламент вмешаться в ситуацию с «серьезным нарушением (Мадридом.— “Ъ”) норм демократических институтов». «Испанское правительство отвечает жесткой реакцией — почти франкистской, почти фашистской, продолжая утверждать, что правовой суверенитет принадлежит Испании»,— подтверждает в разговоре с “Ъ” депутат Тереза Жорда.
Однако Евросоюз пока вмешиваться в ситуацию не намерен. Более того, в Брюсселе утверждают: вопреки заявлениям каталонских лидеров, в случае образования нового государства им придется пройти стандартную, довольно длительную процедуру присоединения к ЕС.
Собеседники “Ъ” в Мадриде утверждают: «На международной арене усилия испанского правительства получили позитивный отклик». Этот тезис касается и позиции РФ, хотя в последнее время в испанских газетах появился ряд материалов о том, что Москва при помощи государственных СМИ пытается играть на стороне сепаратистов. Вчера газета El Pais сообщила: «группа хакеров, находящаяся на территории России и стран-сателлитов», помогает властям Каталонии поддерживать в рабочем состоянии сайты о референдуме. Ранее та же газета утверждала: «Механизм распространения фейковых новостей, который применялся ранее Россией для ослабления США и ЕС, теперь работает на полную мощность по каталонскому вопросу». Автор статьи уличил в необъективности не только «российских хакеров», но и государственные СМИ.
«В статье все смешано в одну кучу — и WikiLeaks, и обвинения России во вмешательстве в каких-то других странах, и боты; упоминаются какие-то каталонские политики, о которых мы никогда не слышали. Все это представляет собой полную кашу, к которой “руке Москвы” даже противно прикасаться»,— заявил на днях агентству «РИА Новости» посол РФ в Испании Юрий Корчагин. А его коллега, испанский посол в Москве Игнасио Ибаньес Рубио, в разговоре с “Ъ” дал понять, что официально никаких претензий к российскому руководству у Мадрида нет. «В некоторых публикациях мы увидели, что выражается понимание вызову, брошенному сторонниками независимости, но мы полагаем, что авторы этих материалов недостаточно представляют себе, что происходит,— отметил испанский посол.— Это относится как к российской прессе, так и к СМИ других стран. Не думаю, что здесь от России исходит что-то специфическое. Правительство Испании тоже так не считает».