Избирательные участки не делятся
Регионы не готовы воспользоваться нормой о разукрупнении
1 октября вступят в силу поправки, которые позволяют регионам инициировать уменьшение размера избирательных участков. В Центризбиркоме (ЦИК) признают, что новая норма получилась «спящей»: многочисленных заявок на разукрупнение участков не предвидится. Основной преградой стала необходимость обеспечивать этот процесс организационно и финансово, говорят “Ъ” в ЦИКе, причем на президентских выборах — из федерального бюджета. На необходимости сделать это пока настаивают только в Подмосковье.
В ЦИКе не ждут, что к президентским выборам существенно увеличится число избирательных участков. Поправки к закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» приняты весной 2017 года и вступят в силу 1 октября. Они позволяют субъектам РФ ради уменьшения «максимальной численности избирателей до полутора тысяч» на избирательном участке обращаться в ЦИК (сейчас максимум избирателей на участке — 3 тыс.). О намерениях увеличить число участков с 3,5 тыс. на 1 тыс. сказали только в Подмосковье. Глава думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников говорил, что с идеей разукрупнения в ЦИК обращались также Свердловская область, Якутия, Красноярский край (см. “Ъ” от 16 мая).
Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области идея разукрупнения участков не актуальна, сообщили “Ъ” в избиркомах обоих субъектов. Глава избиркома Новгородской области Татьяна Лебедева сказала, что потребуется разделить участок в столице области, на который приходится чуть более 3 тыс. избирателей: «В сельских районах у нас редко где найдется участок, на котором было бы зарегистрировано больше тысячи избирателей». «Завершатся полномочия УИК, тогда и посмотрим. В Твери, возможно, увеличим количество участков,— сказала глава тверского облизбиркома Валентина Дронова.— В сельских поселениях, наоборот, объединим». «Мы подходим с очень большой осторожностью к этому новшеству. У нас скромные возможности по размещению помещений для голосований, во многих территориях это можно сделать только в школах. Помещения должны быть в областной или муниципальной собственности»,— сказал “Ъ” председатель избиркома Иркутской области Эдуард Девицкий.
«Сразу скажу — предполагать, что эта норма будет вдруг полностью реализована, я бы не стал, хотя бы потому, что есть большие организационные сложности,— отметил глава челябинского облизбиркома Сергей Обертас.— У нас некоторые социальные объекты и так несут нагрузку, потому что на них расположены участки». Два крупных участка в Ульяновске разукрупнены, а один участок на селе разделен на два «для приближения к избирателям», сказал председатель облизбиркома Юрий Андриенко. Не обсуждается вопрос в Удмуртии, нет необходимости в увеличении числа участков на Ставрополье. В Саратовской области также необходимости разукрупнения не выявили. Не спешат обращаться в ЦИК избиркомы Кузбасса, Нижегородской, Ростовской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской, Свердловской областей, Краснодарского края, Чувашии, сказали “Ъ” в региональных избиркомах. «Есть предложения как по увеличению числа участков, так и по уменьшению. Мы внимательно изучаем их обоснованность,— пояснил секретарь избиркома Чувашии Сергей Тарасов.— Мы обязаны определиться с участками за 70 дней до дня голосования, так что время у нас еще есть».
В избиркоме Подмосковья сказали “Ъ”, что ждут разработки инструкции ЦИКа, но от идеи не отказались. Главное препятствие для реализации инициативы на уровне регионов одно: во время федеральных выборов работа членов участковых комиссий оплачивается из бюджета РФ, а не субъекта. На выборы президента было заложено около 14,8 млрд руб. (11 млрд на первый тур). По словам секретаря ЦИКа Майи Гришиной, планов по подготовке методических рекомендаций по созданию новых участков нет. «Мы устно разъяснили, что запрос от регионов должен быть обоснованным: по наличию помещений для новых комиссий и так далее. Все в ручном режиме, ведь вопрос согласовывается с ЦИКом»,— сказала она “Ъ”.
ЦИК прежде активнее отстаивал эту норму. Если на каждом участке будет голосовать 1 тыс. или даже 500 избирателей, это разгрузит членов УИК, которые не будут допускать «технических ошибок», говорила глава ЦИКа Элла Памфилова в ноябре 2016 года. Зампред ЦИКа Николай Булаев тогда же обосновывал необходимость появления электронных урн нового образца тем, что старые могут пригодиться на новых участках (см. “Ъ” от 16 февраля).
«Мне трудно говорить за регионы,— сказал “Ъ” господин Булаев.— Создание новых участков связано с финансированием их работы, организационными вопросами, комплектованием кадрами». Сам ЦИК не собирается инициировать процесс разукрупнения. При этом он не согласен с тем, что в закон была введена неработающая норма: «Это спящая норма. Она может быть востребованной, мы никому еще не отказывали, но ни от кого обоснованного обращения и не поступало».