Путешественники стали организованнее
Возвращение Турции снизило долю самостоятельных туристов
Летний туристический сезон для сегмента самостоятельных бронирований оказался менее успешным, чем для туроператоров. Возвращение на массовый рынок Турции, куда туристы традиционно предпочитают ездить в составе организованных групп, стало одной из причин снижения спроса на авиабилеты.
Минувшим летом число поисковых запросов на авиабилеты от россиян сократилось на 11% к аналогичному периоду прошлого года, сообщается в исследовании поисковой системы Momondo. Падение в большей степени обусловлено снижением интереса к поездкам внутри страны: количество поисковых запросов на такие авиабилеты снизилось на 23%. Зарубежные направления, по расчетам поисковика, потеряли лишь 4% запросов.
Представитель Momondo Ирина Рябовол объясняет эти данные изменившейся конъюнктурой: летом на туристический рынок в полном объеме вернулись чартерные перевозки в Турцию, которые были под запретом фактически до конца предыдущего сезона. «Это главное направление организованного туризма, но его нельзя назвать основным драйвером роста самостоятельного»,— отмечает госпожа Рябовол. Она добавляет, что от смещения интереса туристов в пользу турецкого побережья пострадали отечественные курорты, куда россияне часто ездят без помощи туроператоров.
На ту же тенденцию обращают внимание и другие участники рынка. Представитель OnlineTur.ru Игорь Блинов считает закономерным перераспределение в пользу организованного рынка. «Готовые туры на популярные пляжные направления в среднем на 15–20% дешевле аналогичных самостоятельных поездок»,— говорит он. Представитель Pososhok.ru Денис Валеев замечает, что самостоятельный рынок не демонстрировал в 2014–2016 годах такого падения, как организованный, поэтому сейчас нет базы для резкого роста: «В этом году мы действительно почувствовали перераспределение в пользу организованных поездок, но оно не такое значительное». Игорь Блинов прогнозирует, что тренд изменится уже в осенне-зимнем сезоне вместе с сокращением объемов чартерной перевозки. Господин Валеев, впрочем, полагает, что не все так однозначно. «Начинается пляжный сезон в Таиланде и ОАЭ, это популярные организованные направления»,— напоминает он.
Негативную статистику, однако, отмечают не все поисковики. По данным Aviasales, общее число запросов от россиян летом выросло на 30%. При этом в компании тоже заметили снижение интереса к поездкам по России: если летом 2016 года на долю внутренних направлений приходилось 80% запросов пользователей, то в аналогичный период этого года их доля размылась до 68%. Доля зарубежных направлений, соответственно, выросла с 20% до 32%. Гендиректор Biletix Александр Сизинцев по итогам лета отмечает рост продаж по внутренним направлениям на 28% и на 31% — по выездным.
Согласно данным Momondo, вместе с перераспределением спроса изменился и средний отпускной бюджет россиян. Компания ссылается на собственный опрос, показавший, что за год доля туристов, которые планируют высокобюджетное летнее путешествие, заметно выросла. Так, с 2% до 4% увеличилось число людей, которые планировали потратить на отдых 390–780 тыс. руб., с 10% до 14% — 156–390 тыс. руб., с 18% до 26% — 78–156 тыс. руб. Летом прошлого года большинство опрошенных хотели уложиться в 39–78 тыс. руб.— 31% и 7,8–39 тыс. руб.— 27%. Теперь их доли сократились до 16% и 20% соответственно.