Правозащитники просятся в поле
Подан второй иск против закрытия гайд-парка в центре Санкт-Петербурга
Санкт-петербургские правозащитники снова оспорили в суде запрет городского правительства свободно проводить массовые мероприятия на Марсовом поле. На этой площадке в центре Санкт-Петербурга оппозиционные политики традиционно собирали протестные митинги. Это уже второй иск с требованием вернуть Марсову полю статус гайд-парка — ранее в суд обратились санкт-петербургские «яблочники». Свою позицию по этому вопросу недавно высказал губернатор Георгий Полтавченко: он заявил, что на Марсовом поле митингующие «позволяли себе скакать по надгробиям», и выразил уверенность, что будь у петербуржцев «серьезные проблемы», они «пришли бы к Смольному».
Постановление, исключающее Марсово поле из перечня гайд-парков — мест, где публичные акции можно проводить без согласования городской администрации,— губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко подписал месяц назад, после того как к нему обратились общественный совет при региональном ГУ МВД и несколько глав городских муниципалитетов. Необходимость запрета они обосновывали, в частности, тем, что «стычки оппозиционеров с органами правопорядка» на Марсовом поле «снижают туристическую привлекательность города». В числе аргументов был также довод о том, что на Марсовом поле расположен мемориал в честь погибших революционеров, и митингующие, вместо того чтобы «отдать дань памяти погибшим», «оскверняют захоронение».
Иск с требованием признать незаконным исключение Марсова поля из перечня гайд-парков подготовили юрист Московской Хельсинкской группы Александр Передрук и участники Молодежного правозащитного движения Дмитрий Остряков и Алена Фурсова. Постановление городского правительства лишает жителей Центрального района Санкт-Петербурга специально отведенного места для проведения публичных акций, указывают заявители, в то время как Конституционный суд (постановлением 4-П от 14 февраля 2013 года) предписал создавать гайд-парки в каждом городском округе и муниципальном районе региона. В Санкт-Санкт-Петербурге, городе федерального значения с особенным территориальным устройством, самыми крупными административными единицами являются районы (их 18, а гайд-парков до недавнего времени было пять), и ликвидация одного из них нарушает равенство граждан в возможности осуществления своих прав, утверждают заявители. Другое постановление Конституционного суда (976-О от 22 апреля 2014 года), как говорится в жалобе, подчеркивает «важнейшее значение Марсова поля» как единственного места для собраний в центре города: поскольку на Невском проспекте проводить массовые акции запрещено законом, создание гайд-парка на Марсовом позволяло соблюсти права горожан, указывал КС.
Прежде чем обратиться в суд с иском, юристы подали в санкт-петербургский комитет по законности две заявки на согласование проведения массовых акций на Марсовом поле, но оба раза получили отказ. Чиновники объяснили, что на запрошенное время и место уже согласовано проведение культурных и спортивных мероприятий. Эти ответы, по мнению истцов,— доказательство популярности площадки на Марсовом поле как у граждан, так и у госучреждений. Право на свободу собраний в силу Конституции может быть ограничено только в той мере, в какой это необходимо (для защиты конституционного строя, нравственности, безопасности государства и так далее), а городские власти никаких доказательств необходимости лишения Марсова поля статуса гайд-парка не представили и представить не могут, считают заявители.
Как писал “Ъ”, ранее иск с аналогичным требованием в Санкт-Петербургский горсуд подали представители санкт-петербургского отделения партии «Яблоко». В их заявлении также содержится ссылка на позицию КС о необходимости создавать гайд-парки в каждом городском округе и муниципальном районе региона. Тогда глава фракции «Единая Россия» в санкт-петербургском парламенте Александр Тетердинко счел довод оппозиционеров несостоятельным: он заявил “Ъ”, что это постановление КС не распространяется на города федерального значения. В таких субъектах, по мнения единоросса, исключительными полномочиями по определению количества и расположения гайд-парков обладает глава региона. Однако адвокат Double Bridge Law Сергей Голубок, который будет представлять интересы административных истцов в суде, полагает, что у городов федерального значения «нет и не может быть никаких особенностей» с точки зрения обеспечения реальных возможностей для реализации права граждан на свободу собраний.
Губернатор Георгий Полтавченко недавно высказался на эту тему: в интервью «Новой газете» он заявил, что митингующие на Марсовом поле «позволяют себе скакать по надгробиям». Глава города также выразил сомнение в том, что у митингующих на Марсовом поле есть «серьезные жизненные проблемы» (в последнее время на этой площадке собирались антикоррупционные митинги и акции против передачи церкви Исаакиевского собора). За решением реальных проблем петербуржцы «пришли бы к Смольному (зданию городской администрации.— “Ъ”),— сказал градоначальник,— не опасаясь, что их повяжут». Последний пикет у Смольного проводился как раз против лишения Марсова поля статуса гайд-парка и закончился для активиста административным штрафом в 150 тыс. руб.
Отметим, несколько раз за последний месяц заявки с просьбой согласовать проведение публичной акции на Марсовом поле подавал в санкт-петербургскую администрацию оппозиционер Алексей Навальный. Не получив от чиновников ответа в установленный срок, он счел свою заявку удовлетворенной и объявил о проведении согласованного митинга 7 октября.