КГИ сформулирует критерии реформы МСУ
Эксперты обсудили преобразование районов в городские округа
Эксперты по МСУ Комитета гражданских инициатив (КГИ) пришли к выводу: надо не «переименовывать районы в городские округа», а модернизировать перечень компетенций местного самоуправления (МСУ). При этом предложено дать россиянам возможность избирать власть не только по месту жительства, но и по месту нахождения имущества. По словам члена Общественной палаты и эксперта КГИ Андрея Максимова, Комитет подготовит свои рекомендации руководству страны.
На круглом столе по вопросу территориального реформирования МСУ эксперты КГИ сравнили процессы укрупнения муниципалитетов, идущие в РФ и Европе. По словам члена Европейского клуба экспертов МСУ Эмиля Маркварта, в странах Северной Европы, правительства которых практически не вмешиваются в деятельность МСУ (до 90% услуг местная власть оказывает населению самостоятельно), идет укрупнение в целях повышения их управляемости. В Южной Европе, где мелких МО большинство, многие услуги, особенно социальные, оказывает государство, и оно меньше ориентировано на укрупнение муниципалитетов. В пользу укрупнения, отметил господин Маркварт, приводятся такие аргументы, как демографические изменения (приток мигрантов, старение населения); экономия издержек при оказании публичных услуг; уменьшение количества служащих. Несмотря на то что в Европе все реформы проводились после длительного согласования и референдумов, «везде отмечается снижение доступности муниципальных услуг, авторитета местных властей и снижение участия населения в выборах», отметил он.
В России, по словам Эмиля Маркварта, укрупнение оправданно, если «численность и структура населения в силу демографических и миграционных процессов не позволяют развивать экономику и не могут обеспечить реализации основных компетенций МСУ». «Идет старение населения, его маргинализация, люди уезжают в города, села пустеют»,— пояснил он “Ъ”. Координатор проекта КГИ «Муниципальная карта РФ» Дмитрий Соснин отметил, что в РФ за последние пять лет количество сельских поселений сократилось на 727. А поселений с низкой численностью жителей (до 1 тыс.) стало больше на 5712. По словам господина Маркварта, в Красноярском крае есть сельское поселение с одним жителем и городское, в котором живут восемь человек.
Неизбежным укрупнение муниципалитетов считает гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов. Он отметил, что появление корпоративных и коттеджных поселков, товариществ собственников жилья, ТОС ставит вопрос о том, чтобы дать право голосовать «там, где ты живешь полгода и у тебя есть собственность». Ведущий научный сотрудник Института географии РАН Ольга Глезер поддержала голосование по месту расположения имущества: «Мы же платим там налоги».
Господин Пузанов сказал “Ъ”, что «если при укрупнении учитывается система расселения, экономическая ситуация, то это не ведет к потере доступности МСУ». Он считает, что надо «модернизировать набор компетенций МСУ в соответствии с численностью населения МО». Ольга Глезер уверена, что «укрупнение МО ведет к тому, что МСУ перестает им быть — специфика большинства территорий такова, что организовать эффективное МСУ невозможно».
При этом все эксперты высказались против преобразования муниципальных районов в городские округа. Господин Маркварт считает «ложными» приводимые для этого основания. «Недостаточная финансовая обеспеченность МО, наращивание экономбазы после объединения, экономия расходов при сокращении аппарата управления и численности штатов не доказаны,— считает он.— Во главу угла ставятся не интересы жителей, а интересы власти, в первую очередь региональной». Господин Пузанов также считает, что «упразднение поселений при преобразовании в городской округ всегда ведет к потере доступности МСУ для населения».
КГИ, как сказал “Ъ” Андрей Максимов, решил «изучить опыт укрупнения МО европейскими странами», проанализировать итоги местной реформы РФ и подготовить «критерии преобразований» МСУ, которые не будут ущемлять граждан и позволят им влиять на жизнь на местах. Свои предложения КГИ направит в федеральные органы исполнительной и законодательной власти.