Китайский рынок не спешит открываться
Самый высокий уровень защиты остается в агросекторе
Китай продолжает ограничивать доступ товаров на национальный рынок при помощи не только мер тарифной защиты, но и многочисленных требований сертификации поставок, говорится в совместном докладе ВАВТ, исследовательского центра ITI и ЕЭК. Самые высокие барьеры применяются в отношении сельхозпродукции — в частности, поставки пшеницы вне квот облагаются пошлинами 65%. Впрочем, и механизм квотирования вызывает вопросы у поставщиков — иск в рамках ВТО к Китаю уже подан США.
Средневзвешенный уровень тарифной защиты от импортных сельхозтоваров в Китае превышает аналогичный уровень для промышленных товаров почти вдвое (9,7% против 4%), следует из доклада, посвященного доступу на китайский рынок (подготовлен группой экспертов во главе с гендиректором центра «Международная торговля и интеграция» (ITI) Владимиром Саламатовым и профессором ВАВТ Андреем Спартаком).
Нулевые ставки действуют в отношении 8% товарных позиций (в основном это касается импорта электрических машин и оборудования, древесины и бумаги, нефти и нефтепродуктов). Наибольшие же ставки пошлин — до 65% — применяются в отношении некоторых видов пшеницы и риса, ячменя, а также вин; пошлины в размере 50% применяются на импорт удобрений. Помимо этого Китай применяет тарифные квоты на 47 товарных позиций, среди которых также значатся различные виды злаковых (пшеница, меслин, кукуруза, рис и мука из них), сахар, соевое, пальмовое, горчичное, рапсовое масло, а также шерсть и хлопок (пошлины внутри квот варьируются от 0% до 15%, сверх квоты — достигают 65%). Товары, ввозимые в рамках квот, подлежат обязательному лицензированию. Кроме этого до 90% закупок осуществляется госкомпаниями. В частности, за закупки зерна отвечает Национальная зерновая и продовольственная корпорация по экспорту и импорту (COFCO).
Также Китай широко применяет фитосанитарные и ветеринарные ограничения — с момента присоединения к ВТО в 2001 году Китай направил в профильный комитет ВТО в общей сложности 1052 уведомления о введении дополнительных фитосанитарных и ветеринарных мер (за 2015 год на КНР пришлась пятая часть всех таких уведомлений), отмечают эксперты. В частности, в страну по-прежнему ограничены поставки российского мяса, молока и молочных продуктов, а ввоз пшеницы ограничен определенными регионами происхождения.
При этом Китай при вступлении в ВТО не присоединился к дополнительному соглашению по техническим барьерам в торговле, что позволяет стране применять к импорту особые национальные требования. К примеру, сроки сертификации только этикеток на продукты питания составляют 60 дней, отмечается в докладе. Наконец, КНР широко применяет меры господдержки национальных производителей — налоговые льготы, прямые субсидии, а также льготные кредиты, указывают авторы доклада. Так, США только за последние пять лет выявили более 400 программ субсидирования КНР, о которых Китай не уведомил ВТО в соответствии со своими обязательствами.
Предложения новой администрации США по введению торговых санкций в ответ на ущемление интересов американских поставщиков и инвесторов на китайском рынке пока не реализованы (хотя Министерство торговли страны уже начало расследование о возможных нарушениях Китаем интеллектуальных прав американских компаний). Тем не менее Вашингтон уже пытается обжаловать в рамках ВТО режим квотирования при поставках пшеницы, нескольких видов риса и кукурузы (решение о созыве панели арбитров было принято 22 сентября). Запрос на консультации был направлен в декабре прошлого года, позднее к спору присоединились еще 15 сторон, включая Евросоюз, Бразилию, Казахстан и Россию. По мнению представителей США, «Китай не обеспечивает базовые требования ВТО о доступе на рынок и администрировании квот» из-за непрозрачности процесса их распределения. Впрочем, с учетом длительности процедуры рассмотрения споров решения по этому делу вряд ли стоит ожидать в ближайший год.