Государство опять грозит авиарынку контролем

Правительство хочет исключить ситуации, подобные проблемам «ВИМ-Авиа» и «Трансаэро»

Государство предпримет очередную попытку создать на авиарынке систему контроля, которая предотвращала бы ситуации с невывозом пассажиров из-за финансовых проблем перевозчиков. Курирующий авиаотрасль вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал, что такой законопроект будет внесен в правительство уже «в ближайшие недели». Впрочем, до сих пор попытки чиновников усилить контроль ни к чему не приводили: с 2009 года такой механизм уже отражен в нормативных актах, но он не смог предотвратить ни падение «Трансаэро», ни коллапс «ВИМ-Авиа».

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

В «ближайшие недели» в правительство будет внесен законопроект, ужесточающий контроль за авиарынком и исключающий ситуации, аналогичные проблемам «ВИМ-Авиа», заявил в понедельник вице-премьер Аркадий Дворкович на совещании у премьера Дмитрия Медведева. В законопроекте будут, в том числе, прописаны показатели финансовой устойчивости перевозчиков, а также возможности страхования пассажиров от подобных ситуаций, отметил вице-премьер.

На прошлой неделе совладелец «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев признал, что у авиакомпании нет средств для продолжения операционной деятельности. Общая кредиторская задолженность компании составляет около 10 млрд руб. С проблемами столкнулись несколько десятков тысяч клиентов перевозчика как в РФ, так и за рубежом. В компании введено внешнее управление, ее рейсы были переведены из Домодедово во Внуково. Владимир Путин уже подверг жесткой критике Аркадия Дворковича и главу Минтранса Максима Соколова, которому в пятницу указом президента было вынесено предупреждение о неполном служебном соответствии.

Для вывоза и отправки пассажиров «ВИМ-Авиа» были привлечены свободные емкости других авиакомпаний, на компенсацию их затрат из бюджета будет выделено 200 млн руб. Совет директоров «Аэрофлота» по директиве господина Дворковича решил перечислить Росавиации для вывоза пассажиров «ВИМ-Авиа» 1,8 млрд руб.— часть роялти, получаемых «Аэрофлотом» от европейских авиакомпаний за пролеты по транссибирским маршрутам.

Но предлагаемые меры ужесточения контроля за финансовым состоянием перевозчиков не новы: процедура контроля зафиксирована с 2009 года в федеральных авиационных правилах. Но на практике это не помогает избежать проблем: ситуация с остановившей работу два года назад «Трансаэро» была крайне сходной с проблемами «ВИМ-Авиа», и в Росавиации уже тогда обещали усилить проверки. Сейчас чиновники не могут объяснить, почему не ограничили раньше работу «ВИМ-Авиа»: задержки рейсов перевозчик допускал с весны, что говорило о наличии серьезных проблем у компании.

В конце прошлой недели за рубежом находились около 38 тыс. туристов, которые были доставлены туда самолетами «ВИМ-Авиа», в том числе «около 8 тыс. туристов, которые не вылетели на тот момент вовремя из соответствующих аэропортов», доложил в понедельник Аркадий Дворкович. К понедельнику были развезены 20 тыс. человек. Сейчас в Турции остаются менее 1 тыс. российских туристов с просроченной датой вылета рейсами «ВИМ-Авиа». Еще 10 тыс. человек с датой вылета после 2 октября вернутся домой «в плановом порядке» на самолетах этой или других авиакомпаний. Чартерная программа перевозчика закроется до 7 октября. К этой дате все пассажиры с билетами будут доставлены в аэропорты назначения. Регулярные полеты «ВИМ-Авиа» закончатся 16 октября.

Господин Дворкович отметил, что дальнейшая судьба «ВИМ-Авиа» определится в ближайшие дни: по его словам, есть инвесторы, готовые приобрести ее вместе с долгами.

Почему «ВИМ-Авиа» становится бесхозной

Владельцы авиакомпании «ВИМ-Авиа» в сентябре заявили о готовности отдать бизнес под внешнее управление из-за финансовых проблем. Росавиация обещает, что к вывозу пассажиров компании подключатся другие перевозчики, помощь «ВИМ-Авиа» могут оказать из резервного фонда агентства, но имеющихся там 50 млн руб. явно не хватит, а других источников средств пока нет. При этом СКР уже возбудил уголовное дело о мошенничестве в отношении менеджеров «ВИМ-Авиа»: в Следственном комитете считают, что авиакомпания продавала билеты, уже понимая, что денег на закупку топлива нет

Читать далее

Елизавета Кузнецова

Вся лента