Пределы контроля
Зачем российским лайнерам собственная операционная система
Российские лайнеры будут летать под управлением отечественной операционной системы: по данным «Известий», ее разработка ведется по заказу Минпромторга. Российскую систему создают без привязки к конкретному самолету, в первую очередь ее могут применить на новом пассажирском лайнере МС-21.
У российских разработчиков есть все необходимые технические возможности для создания отечественной системы, считает председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов:
«Смысл работы этой системы — в режиме онлайн независимо от времени суток, независимо от положения самолета над земным шаром: сигналы постоянно поступают не только в самописцы, которые в народе называют «черными ящиками», но и на землю, через спутниковую навигацию. У нас богатые возможности, есть целая система ГЛОНАСС, которая способна с этим справиться, наличие новой ОС на борту МС-21 поднимет конкурентоспособность самолета. Это очень важное оборудование для повышения информированности земли относительно летной годности воздушного судна, один из рычагов дальнейшего повышения уровня безопасности полетов».
Сейчас на гражданских самолетах используются иностранные операционные системы — предполагается, что отечественный аналог позволит защитить авиационную сферу от возможных санкций со стороны Запада.
Председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров считает, что опасения преувеличены и ограничения могут затронуть в первую очередь технику, а не программные продукты:
«К сожалению или к счастью, современный мир гражданского авиастроения глубоко интегрирован: ни одна сторона сейчас не в состоянии сделать полностью автономный продукт, который будет независим от других. На американской технике используются европейские компоненты, на европейской — американские, на современных российских самолетах стоит множество иностранных комплектующих. Операционная система — это часть вычислительного комплекса, а он, помимо операционной системы, заключает в себе огромное количество железа: вычислительных элементов, датчиков и прочего. Железо гораздо более подвержено санкциям с точки зрения поставок, нежели операционные системы».
Введение новой системы никак не повлияет на безопасность пассажиров, заявил «Коммерсантъ FM» бывший сотрудник главного центра Единой системы организации воздушного движения Виталий Андреев:
«Это не скажется отрицательно на самолетах, системах, полетах: за безопасность отвечают все системы в комплексе, а не какая-то одна. На Boeing стоят двойные, тройные системы — одна откажет, вторая вступает в работу».
Система уже получила рабочее название — JetOS, сертификаты на нее планируется получить примерно через два года.