Mazda помирит Отто и Дизеля

Технологии

Последовавший за "дизельгейтом" пересмотр стандартов оценки эффективности автомобилей с большей ориентацией на "реальную жизнь" может повлечь за собой и смену технической парадигмы в области создания двигателей. В авангард могут выйти необычные технологические решения, такие как, например, мотор Skyactiv-X от Mazda, представляющий собой симбиоз дизельного и бензинового двигателей.

Фото: Mazda

Алексей Шмелев

Последние десятилетия проходят в автомобильной индустрии под знаком борьбы за снижение выбросов СО2 и, как следствие, повышение топливной экономичности.

До недавнего времени это достигалось двумя способами. Во-первых, внедрением гибридных технологий: использование электромотора позволяет снизить нагрузку на бензиновый двигатель, а следовательно, уменьшить выбросы. Второе направление — так называемый downsizing, снижение рабочего объема двигателей при сохранении на том же уровне показателей мощности и крутящего момента за счет использования турбонагнетателей. Меньший объем мотора — меньший расход топлива, а использование турбины позволяет эффективнее его сжигать. Тем более что главным апологетом идеи "даунсайзинга" выступал один из основных игроков в индустрии — концерн VW Group. А потом случился "дизельгейт".

Строго говоря, крупнейший за многие годы скандал в автомобильной отрасли не обесценил саму идею "даунсайзинга". Другое дело, что обман с тестами превратил этот подход из главного в "один из". А заодно повысил интерес к другим технологическим решениям, считавшимся до того маргинальными.

Одно из таких решений — представленная в сентябре компанией Mazda технология Skyactiv-X. Японцы решили создать двигатель, комбинирующий принципы работы бензинового и дизельного моторов. В двигателях, работающих по циклу Отто, воспламенение топливно-воздушной смеси происходит за счет искры от свечи зажигания. В моторах, построенных на принципах, предложенных Дизелем, воспламенение происходит от сжатия: под давлением топливно-воздушная смесь самовозгорается. До сих пор две эти системы существовали параллельно, не пересекаясь. Пока не появилась идея Skyactiv-X.

Японцам удалось создать мотор, воспламенение топливно-воздушной смеси в котором в зависимости от условий работы происходит как от искры свечи зажигания, так и от сжатия. Главное преимущество подобного подхода — возможность работы на сверхобедненных смесях с высоким коэффициентом воздух/топливо, которые невозможно воспламенить от искры. В результате, по словам инженеров, топливная экономичность повышается на 20-30% по сравнению с актуальным мотором Skyactiv-G и на 35-45% по сравнению с бензиновым мотором Mazda того же объема 2008 года. Кроме того, более широкий диапазон работы двигателя позволяет иначе подбирать передаточные числа трансмиссии для автомобилей, им оснащенных, что обеспечивает дополнительную экономию топлива. Японцы подчеркивают: речь идет об эффективности в реальной эксплуатации, а не на тестовых стендах.

"Для японской компании сама мысль сделать промышленный продукт с заложенным в него обманом непостижима,— говорит Итиро Хироси, управляющий директор Mazda Motor Corporation, отвечающий за разработку новых автомобилей, силовых агрегатов и трансмиссий и продуктовое планирование.— До "что-то-гейта" мы неоднократно изучали опыт наших коллег и были уверены, что у них есть какие-то неизвестные нам технологические преимущества, которые позволяют им добиваться таких результатов. Повторить их мы не могли, поэтому у нас, как у маленькой компании, оставался один шанс: пытаться идти собственным путем. И дальнейшие события показали, что мы были не так уж и неправы".

Mazda действительно заговорила о важности "экономичности в реальном мире" до того, как это стало актуальным. Компания давно пытается изобретать велосипед, избегая тренда "даунсайзинга". Ирония, правда, заключается в том, что отказаться от него и искать свой путь японскую компанию заставили обстоятельства: у Mazda не было ни нужных технологий, ни денег на их разработку — вот и пришлось обходиться своими ресурсами. Но оказывается, и такой подход может принести успех.

По словам господина Хироси, представителей Mazda все чаще приглашают обсуждать нормативы, которые вступят в силу через поколение. На этих обсуждениях японцы предлагают перейти к измерению эффективности в условиях реальной эксплуатации.

И, судя по всему, шансы убедить своих собеседников у них довольно велики.

Представители Mazda обещают запустить моторы с технологией Skyactiv-X в серийное производство уже в 2019 году

Вся лента