Тебе водить
Инновации
Всего через восемь лет, в 2025 году, на дорогах начнут массово появляться беспилотные транспортные средства, умеющие в определенных ситуациях брать управление на себя и освобождать водителя от необходимости следить за движением, уверены эксперты и игроки рынка. Это могло бы произойти и раньше: автопилоты в ограниченных сериях можно запустить хоть завтра — подобные программы ведут многие производители. Но сначала нужно урегулировать правовые вопросы. А это непросто.
Первый пошел
Американец Джошуа Браун вряд ли рассчитывал вписать свое имя в историю, тем более таким способом: господин Браун, увлекавшийся новыми технологиями и наматывавший по 70 тыс. км в год в своей Tesla Model S, стал первой признанной жертвой автопилота, нарушившего главный закон робототехники, сформулированный еще в 1924 году писателем-фантастом Айзеком Азимовым. Закон гласит: робот не может причинить вред человеку своим действием. Или бездействием.
Автопилот, которым был оснащен седан под недоуправлением господина Брауна, не смог "увидеть" двигавшийся наперерез Tesla грузовик — видимо, белый полуприцеп слился с ярким небом. Не заметил помехи и сам Джошуа. Расследование показало, что тормоза не были задействованы, хотя у водителя было достаточно времени на то, чтобы уйти от столкновения.
Впрочем, в общей картине мира это происшествие — лишь исключение, испытывающее статистику на прочность. И пока она на стороне автопилота. Согласно данным компании Tesla, при включенной управляющей электронике на 130 млн миль пробега приходится один летальный исход. В мировом масштабе общий показатель смертности в ДТП в два с лишним раза выше: одна смерть на 60 млн миль пробега. Кроме того, расследование, проведенное после гибели в ДТП Джошуа Брауна, показало, что, с тех пор как на Tesla был внедрен автопилот, количество аварий с участием этого автомобиля сократилось на 40%.
Установленные в любую Tesla оборудование, камеры и датчики уже сейчас способны обеспечить автономность высшего уровня, то есть действовать без вмешательства водителя во всех ситуациях. "Железо" готово, однако функции автопилота будут разблокироваться и совершенствоваться с помощью пакетов обновления программного обеспечения по мере разработки софта и нормативной базы, которая в разных странах имеет свои особенности. Пока же автомобиль предупреждает, что водитель должен постоянно контролировать поведение электроники, всегда держать руки на руле и быть готов перехватить управление.
Корпоративный стандарт
Еще один шаг, а вернее — сразу три, к отстранению человека от руля сделала компания Audi. Недавно она представила новое поколение представительского седана А8 с системами, гарантирующими автономность третьего уровня. Это первый в мире крупносерийный автомобиль, штатно предлагающий столь высокую степень автоматизации. Машина позволяет водителю убирать руки с руля и не касаться педалей, пока скорость движения не превышает 60 км/ч. Седан способен самостоятельно двигаться в пробке, разгоняться с места и тормозить до полной остановки, а также поддерживать рядность движения. Третий уровень автономности означает, что водитель в таких условиях может отвлечься от вождения, но должен быть готов взять управление на себя, когда этого потребует система.
На Франкфуртском автосалоне марка показала также два концепта с еще более высокой степенью автономности. Кросс-купе Audi Elaine способно передвигаться по магистрали на скоростях до 130 км/ч полностью самостоятельно, при необходимости даже меняя полосы движения без вмешательства водителя. Все технологии концепта объединены "зонтиком" Audi AI, использующим искусственный интеллект и методы машинного обучения. Системы концепта связаны облаком с системами других автомобилей, что позволяет перенимать опыт и новую информацию всему парку Elaine.
Четырехдверный концепт Audi Aicon, также показанный во Франкфурте, предлагает посадочную формулу 2+2, при этом в его салоне нет ни педалей, ни руля. Именно последнее и определяет его способность к автономности высшего, пятого уровня. Однако в отличие от других проектов автомобилей без водителя, ориентированных на массовые перевозки, это лимузин с роскошным интерьером.
Компания Waymo, бывший проект автономного автомобиля Google, отказалась от смешного гугломобиля Firefly в пользу серийного гибридного минивэна Chrysler Pacifica. Компания сообщает, что суммарный пробег ее автомобилей в полностью автономном режиме уже превысил 3 млн миль. Автомобили испытываются в абсолютно реальных условиях эксплуатации, Waymo даже запустила пилотную программу по перевозке частных лиц в Фениксе, США. Правда, водитель все же присутствует — на всякий случай и чтобы не нарушать закон.
След Fiat Chrysler Automobiles (FCA) можно найти и в другом автопилотном проекте. Концерн присоединился к BMW, Intel и Mobileye, которые ведут разработку глобальной автономной платформы — планируется, что ею смогут воспользоваться и другие марки. Глава FCA Серджо Маркьонне уверен, что объединение усилий и совместный поиск решений спорных вопросов дадут существенную экономию и хороший результат. Ожидается, что платформа 4/5 уровня станет доступна к 2021 году.
Есть прогресс и по части беспилотного грузового транспорта. Корпорация Daimler уже проводит тесты на дорогах штатов Орегон и Невада автоколонны из двух транспортных средств. Второй грузовик под контролем электроники следует на минимальной дистанции от лидирующего, что позволяет снизить лобовое сопротивление и, соответственно, повысить топливную экономичность. Безопасность гарантирована быстротой реакции электроники: она составляет всего 0,2 сек., тогда как человеку требуется не меньше секунды на то, чтобы осознать изменение ситуации.
Илон Маск в своем твите сообщил дату первого показа и начала дорожных испытаний тяжелого электрогрузовика Tesla с беспилотными технологиями. Ожидается, что это произойдет уже 26 октября.
Разработку автономного автомобиля анонсировала и российская компания "Яндекс": в мае она представила видеоролик, главным героем которого выступила Toyota Prius без водителя, зато с большим количеством электронного оборудования, камер и датчиков. Для создания беспилотника компания применила технологии собственной разработки. Машина умеет следовать по заданному маршруту, распознавать и объезжать препятствия, а если это невозможно, она останавливается, пока условия не позволят продолжить движение. Этот же автомобиль показывали Владимиру Путину во время его визита в офис "Яндекса".
Интерес к теме беспилотного автомобиля заметен и в организации специальной инфраструктуры. Недавно в технопарке "Калибр" открылся первый полигон для испытания транспорта, не нуждающегося в водителе. Трасса длиной 400 м воспроизводит типичную городскую среду — с остановками, круговым движением и переходами. А роль пешеходов, пересекающих проезжую часть, выполняют сотрудники технопарка.
Кроме того, Россия представит свои достижения в области создания беспилотных автомобилей во время чемпионата мира по футболу, который будет проходить с 14 июня по 15 июля 2018 года. Об этом заявил вице-премьер Аркадий Дворкович, выступая на открытии Международного форума науки и технологии в обществе в японском городе Киото. Ожидается, что посетителей первенства будут перевозить электробусы совместной разработки НАМИ и ПАО КамАЗ.
Вне закона
Разработчики беспилотных автомобилей считают, что примерно к 2025 году ассистированное или автономное вождение станет практикой. Но для этого нужно внести изменения в законы. Сейчас в подавляющем большинстве стран мира автопилоты вне закона — как в части технических регламентов, так и в части административного и гражданского права. Вопросов и правда много. Кто будет отвечать за причиненный ущерб, случись автопилоту попасть в аварию? Кто из четырех пассажиров должен считаться водителем, предъявлять документы и дышать в трубочку по требованию инспектора, если автомобиль не имеет руля и педалей?
Поэтому системы автономного вождения находятся в статусе экспериментальных даже в США, добившихся наибольшего прогресса в подобных разработках. Разрешения на испытания беспилотных автомобилей выдают власти штатов, при этом процедуры и количество разрешений очень разнятся. Однако в конце сентября Коалиция за мобильность будущего (Coalition for Future Mobility) опубликовала обращение, призывающее Сенат США принять закон, который будет на федеральном уровне регламентировать правила испытаний и разработки автономных автомобилей, что существенно ускорит их появление на дорогах. В организацию входят не только автомобильные бренды, но и многие ассоциации США: экологические, защищающие интересы отдельных групп граждан и людей с ограниченными возможностями. Коалиция акцентирует внимание на преимуществах беспилотного автомобиля: он повысит безопасность перемещений, так как, согласно статистике Национального управления безопасностью движения на трассах США, 94% ДТП происходит по вине человека. Кроме того, распространение автономного транспорта снизит потребление топлива и количество вредных выбросов в атмосферу, позволит уменьшить загруженность дорог. Особенно подчеркивается, что автопилот сделает важный вклад в развитие общества равных возможностей, поскольку даст больше независимости пожилым людям или людям, которые в силу ограничений по здоровью не могут самостоятельно управлять автомобилем. Представители Сената сообщили, что законодательный орган одобрит регламент, но подробности огласят только в ближайшее время.
Однако не стоит ждать легкого и быстрого наступления светлого автомобильного будущего во всем мире. Некоторые страны, по крайней мере пока, решительно настроены против беспилотников. Так, по сообщениям газеты Hindustan Times, министр транспорта Индии Нитин Гадкари ясно дал понять, что власти против самоуправляемого автомобиля, поскольку они заинтересованы в сохранении рабочих мест в отрасли перевозок.
В салоне Audi Aicon нет руля и педалей — не ясно, кто из находящихся в машине должен дышать в трубочку, если остановит сотрудник полиции