Как заработать на интернет-шопоголиках
Роман Рожков о введении НДС на посылки из-за рубежа
Дискуссия о том, как следует защищать отечественный онлайн-ритейл от засилья зарубежных конкурентов, недавно разгорелась с новой силой. В середине сентября Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила ввести НДС для иностранных торговых онлайн-площадок по принципу «налога на Google». А на прошлой неделе из проекта федерального бюджета на 2018–2020 годы мы узнали, что уже с 1 июля 2018 года каждая посылка из иностранного интернет-магазина дороже €20 может облагаться таможенной пошлиной. Сейчас норма беспошлинного ввоза товаров для личных целей в почтовых отправлениях — €1 тыс. в месяц.
Российские потребители уже выступали против регулирования интернет-торговли. К примеру, петиция против введения дополнительных налогов на покупки в иностранных интернет-магазинах и снижения таможенного лимита набрала на сайте «Российской общественной инициативы» в 2014 году более 100 тыс. голосов. За аналогичную петицию на сайте Change.org проголосовали 240 тыс. человек.
Как реализовать эти проекты и нужно ли вообще это делать, чиновники и представители бизнеса обсуждали на совещании в понедельник. Противники нововведений обнародовали на заседании расчеты убытков, которые государство может получить в результате реформы, о чем неоднократно предупреждали участники рынка. По подсчетам консультантов EY, итог реформы будет неутешительным: российский бюджет может терять до 34,6 млрд руб. в год при введении НДС для иностранных интернет-магазинов, что будет происходить из-за высокой стоимости администрирования трансграничных посылок. Власти давно говорили о необходимости создания системы учета отправлений, поток которых постоянно растет. В 2016 году было ввезено 233 млн посылок, а в 2017 году прогнозируется более 400 млн.
В итоге предложение ввести НДС-регистрацию для иностранных участников рынка встретило не понимание, а критику. И стало известно, что противники снижения беспошлинного лимита есть, например, в Минфине и ФНС. Так, в Минфине неофициально предупреждают о необходимости изменения не только Налогового кодекса, а еще и нормативных актов на уровне Евразийского экономического союза. В то же время «Почта России» заняла консервативную позицию, рассказал один из участников встречи: мол, предприятие пока довольно ростом этого рынка, поэтому «важно не делать резких движений». По словам источников “Ъ”, эти замечания привели лоббистов реформы в некоторую растерянность.
Впрочем, в АКИТ, похоже, не обращают внимания на позицию чиновников, а также интернет-шопоголиков. По итогам совещания глава АКИТ Алексей Федоров предложил обнулить порог беспошлинной торговли и дифференцировать ставку пошлины в зависимости от цены товара. И, судя по всему, это еще не конец дискуссии, а значит, нам еще надолго хватит тем для заметок.