Кино в России покажут по-французски
Репертуаром «Синема Парка» и «Формулы кино» займется Жан-Марк Кентон
Александр Мамут назначил француза Жан-Марка Кентона отвечать за репертуарную политику своей крупнейшей в России киносети, объединяющей кинотеатры «Синема Парка» и «Формулы кино». До сих пор господин Кентон управлял несколькими кинотеатрами Pathe в Париже. Российскому кинорынку не помешает взгляд со стороны, хотя для экспата это может оказаться сложным, считают участники отрасли.
В должность директора по репертуарной стратегии кинотеатров «Синема Парк» и «Формула кино» вступил Жан-Марк Кентон, сообщили “Ъ” в киносети. Его задача — формирование репертуарной политики «с использованием европейского опыта и принципов гибкого программирования», удовлетворяющего вкусам и интересам широкой аудитории.
Жан-Марку Кентону 42 года, он прежде не работал в России и не управлял киносетями такого масштаба. Последние три года он был исполнительным директором Les Cinemas Gaumont-Pathe, основанной французскими киностудиями Pathe и Gaumont,— операторе киносетей во Франции, Нидерландах, Швейцарии и Бельгии. В 2013–2015 годах он был директором двух французских кинотеатров Pathe, а с 2016 года управлял флагманом этой сети — кинотеатром Pathe Beaugrenelle в Париже. Еще ранее господин Кентон был исполнительным директором парижской киносети из пяти кинотеатров Les Ecrans de Paris, специализирующейся на авторском и фестивальном кино.
«Весьма полезным, я надеюсь, для нашей компании должны стать и французский опыт организации киноиндустрии, и репертуарная политика, которые обеспечивают стабильно высокую долю национального кино в прокате»,— отметил Александр Мамут. Гендиректор объединенной киносети «Синема Парка» и «Формулы кино» Роман Линин уверен: присутствие господина Кентона «поможет вывести репертуар кинотеатров на совершенно новый международный уровень разнообразия и качества». В объединенную сеть входят 75 кинотеатров с 624 залами в 28 городах России. Прежде за репертуарное планирование «Формулы кино» отвечала Майя Манерова, а «Синема Парка» — Светлана Ястребова. После покупки каждая занималась своей сетью, но в конце августа госпожа Манерова уволилась, и это направление в объединенной сети возглавила госпожа Ястребова.
Похожее управленческое решение Александр Мамут принял в одной из крупнейших британских книжных сетей Waterstones. Купив ее в 2011 году, он пригласил руководить ею Джеймса Донта, который на тот момент управлял лишь небольшой независимой сетью Daunt Books из шести книжных магазинов в Лондоне. На момент покупки Waterstones находилась в предбанкротном состоянии, господин Донт вывел ее из кризиса, и по итогам 2015 года сеть впервые стала прибыльной. Сейчас в нее входят 275 магазинов в Британии и Европе.
Тем не менее у опрошенных “Ъ” участников российского рынка кинопоказа пока нет единства в оценке перспектив этого назначения. «Эта работа держится исключительно на личных связях, таких специалистов пять-шесть на всю страну»,— замечает один из собеседников “Ъ”. Жан-Марк Кентон «не руководил ничем большим, чем пара мультиплексов», при этом в России ему придется работать через переводчика, добавляет другой. К тому же российский рынок кинопроката может ждать ужесточение: как сообщал ранее “Ъ”, по инициативе Минкульта РФ обсуждается увеличение сборов за прокатные удостоверения с 3,5 тыс. руб. до 5 млн руб. на фильм, что, по мнению многих участников рынка, может привести к резкому сокращению репертуара кинотеатров.
Гендиректор «Невафильм» Олег Березин, напротив, видит в назначении положительный смысл. Сейчас кинотеатры теряют зрителей в том числе из-за их недовольства репертуаром, отмечает он. «Мы все застряли в видении развития рынка, и взгляд со стороны, особенно такой кинематографической, как Франция, очень полезен. Нужны нестандартные решения поперек рынка. Нормальная русская привычка приглашать варягов»,— резюмирует он.
«Французы в три раза больше ходят в кино, чем россияне»
Жан-Марк Кентон, назначенный директором по репертуарной стратегии кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино», рассказал “Ъ” о планах по переносу на российский рынок французского опыта.